Беженцы в странах Европы

Как принимают беженцев в разных странах ЕС

Переполненные лагеря беженцев или радушный прием, интеграция или депортация? Беженцы прибывают в ЕС с надеждой на помощь и поддержку. Однако получают они ее далеко не везде.

Фото: Reuters

Швеция: самая открытая для мигрантов

Политику Швеции в отношении беженцев, по сравнению с другими странами ЕС, можно назвать достаточно открытой. Если учитывать население Швеции — 9,6 миллиона человек — и число беженцев, которых она принимает, то страна оказывается на самой верхней строчке в рейтинге европейских стран. После Германии это страна, куда стремится попасть больше всего мигрантов. В 2014 году там подали прошения о предоставлении убежища 81 300 человек; 30 600 прошений в этом же году были одобрены. Больше всего шансов на получение официального статуса беженца у просителей из Сирии. Что касается внешней политики, то шведское правительство уже давно призывает к более равномерному и справедливому распределению беженцев по всем странам Евросоюза.

Главная идея, принятая в Швеции, — это как можно быстрее предоставить переселенцам доступ к местному рынку труда и интегрировать их. Помочь в этом могут специальные языковые курсы, уроки страноведения, ориентированные на последующую трудовую деятельность курсы и стажировки. Однако, несмотря на столь активную работу, Швеция уже перестает справляться с проблемами. Нехватка жилья, чрезмерная нагрузка на небольшие общины, безработица среди мигрантов: причем чем больше политики стараются интегрировать беженцев, тем серьезнее становится раскол в шведском обществе. А это в свою очередь скажется и на результатах выборов: согласно последним опросам правопопулистскую, критично настроенную по отношению к мигрантам партию «Шведские демократы», поддерживают уже около 20 процентов населения.

Нидерланды: самая жесткая миграционная политика Европы

Несмотря на серьезную критику со стороны активистов в борьбе за права человека, к примеру из Human Rights Watch, в 2010 году в Нидерландах было принято самое жесткое законодательство в ЕС в области предоставления политического убежища. Из трех прошений об убежище в Нидерландах отклоняется как минимум два. После этого беженцам дается 28 дней на то, чтобы покинуть страну.

Беженцы, ожидающие принятия решения, обеспечиваются лишь самым необходимым: между собой голландцы называют это — только «кровать, ванная и хлеб». После ночевки в одном из приютов и завтрака, беженцы должны возвращаться на улицы. Если же кто-то, невзирая на такие условия, не желает возвращаться к себе на родину, то он теряет право на получение и такой минимальной поддержки, остается без крыши над головой и пропитания. Зачастую немецкие суды принимают решение не высылать назад в Нидерланды беженцев, нелегально пересекших границу Германии, так как там им грозит стать бездомными. Подобная же практика действует и в отношении Италии или Греции.

Особо жестко Нидерланды обращаются с сомалийцами: эта первая страна Евросоюза, которая с 2013 года депортирует беженцев обратно в Сомали. Несмотря на это в Нидерланды прибывает все больше беженцев. К концу июля текущего года в страну прибыло уже 26 тысяч человек — больше, чем за весь 2014 год. Большая часть из них — это беженцы из Сирии и Эритреи.

Австрия: желанная альпийская республика

Австрия — по отношению к ее населению, которое на сегодня составляет 8,4 миллиона человек, — одна из самых популярных стран среди мигрантов, бегущих в Европу. За первую половину 2015 года в этой стране было подано 27 тысяч прошений о предоставлении убежища. Это в три раза превышает число прошений, поданных за тот же период прошлого года. Большая часть беженцев прибывает в Австрию из Сирии, Афганистана и Ирака.

Из-за резко выросшего числа беженцев Австрия сталкивается с новыми проблемами: тема беженцев становится политической. В будущем австрийское правительство планирует, изменив конституцию, при необходимости принуждать федеральные земли и общины принимать новых беженцев. В некоторых землях подобные планы вызывают сопротивление и даже протесты под ксенофобскими лозунгами. Что играет на руку, к примеру, правым популистам из Австрийской партии свободы. В ответ по всей Австрии люди объединяются, чтобы поддержать беженцев. Министерство внутренних дел ищет частные квартиры, владельцы которых готовы разместить там ожидающих решения о предоставлении убежища. Небольшие австрийские общины перестраивают пансионы и отели в центры для размещения беженцев. Волонтеры организуют бесплатные языковые курсы.

Фото: Reuters

Польша: пожалуйста, только христиане

Украина, Россия, Таджикистан — в основном именно из этих стран прибывают в Польшу ищущие политического убежища. В 2014 году прошения подали 8020 человек — это намного меньше, чем годом ранее. Почти половина всех беженцев — граждане России, большая их часть — 91 процент — из Чечни. Однако в итоге лишь 325 россиян получили в 2014 году убежище в Польше. Более четверти беженцев — украинские граждане; всего в Польшу бежали из Украины в прошлом году 2200 человек.

Условия, с которыми сталкиваются беженцы в Польше, регулярно критикуются правозащитниками. Несмотря на то, что каждому из них предоставляется крыша над головой, большая часть центров по приему беженцев расположена в отдаленных районах, в бывших воинских частях или санаториях. Таким образом, у мигрантов практически отсутствует возможность контакта с местными жителями, полагают активисты.

В польском обществе тема беженцев также вызывает острые споры: после того, как страна объявила о решении помочь Греции и Италии, приняв 2000 беженцев, в Польше прошло несколько протестных митингов, организованных националистическими объединениями. Однако не только радикальные националисты полны предрассудков: согласно последним опросам, 70 процентов поляков считают, что не следует принимать беженцев из исламских или африканских стран. В то же время они ничего не имеют против христианских беженцев из Сирии.

Испания: больше не «ворота в Европу»

Еще недавно множество мигрантов штурмом пытались попасть в испанские города-анклавы в Северной Африке — Сеуту и Мелилью, чтобы оттуда перебраться дальше в Европу. Однако вот уже почти три месяца Испания перестала быть популярными «воротами в Европу» для мигрантов и беженцев. По данным Европейского агентства пограничной охраны Frontex, в 2014 году на испанскую территорию нелегально проникли 7800 человек — совсем немного, если сравнить с данными 2006 года, когда на территории Испании насчитывалось 39 тысяч нелегалов.

МИД Испании утверждает, что это — результат совместной работы с пограничной службой Марокко. Кроме того, Испания заключила соглашения о высылке нелегалов с такими странами, как Сенегал, Мавритания и Нигерия, что, по мнению МИДа, останавливает многих мигрантов от попыток попасть на испанскую территорию.

В настоящее время самые массовые потоки беженцев идут из кризисных регионов, таких как Сирия или Ирак, через восточную часть Средиземного моря или через Балканы. Поэтому сейчас Испания оказалась в стороне от основных миграционных маршрутов.

В отличие от Германии, нелегальное нахождение на территории страны считается в Испании не уголовным преступлением, а административным правонарушением. В центре первичного приема беженцев мигранты не могут находиться более 60 дней. Если же в результате проверки выясняется, что нелегальный мигрант до прибытия в Испанию уже находился в другой стране ЕС, то, согласно регламенту «Дублин III», его высылают для подачи прошения о предоставлении убежища обратно в ту страну, через которую он въехал на территорию Евросоюза.

Миграционный кризис в Европе: осторожно, двери закрываются

Цифры красноречивы: наплыв мигрантов в Евросоюз позади, число вновь прибывающих резко падает. Однако в ЕС уже не осталось стран, готовых к проведению политики открытых границ.

Спасенные в Средиземном море мигранты из Африки, 22 июня 2018 года

Почему сегодня проблема мигрантов в Европейском Союзе — одна из наиболее остро обсуждаемых тем, не объяснить, исходя из последних цифр. На континент, который населяют свыше полмиллиарда человек, с начала 2018 года прибыло менее 55 тысяч беженцев, сообщила в среду, 27 июня, Международная организация по миграции (IOM) в Женеве. Дать приют и решить дальнейшую судьбу такого количества людей, теоретически, не должно быть большой проблемой.

Однако европейцы до сих пор пытаются справиться с последствиями массового наплыва мигрантов в минувшие два года. Свыше 1,2 миллиона беженцев прибыли в Евросоюз только за 2015 год. Отсутствие солидарности между отдельными государствами-членами ЕС усилило кризис. Страны прежде всего Центральной Европы — Венгрия, Польша, Чехия — отказываются выполнять взятые на себя ранее обязательства по приему мигрантов. Другие — Италия, Испания, Греция — страдают вдвойне.

Сегодня у единой Европы нет общего решения, как регулировать миграционную политику. Но прошедший на минувших выходных мини-саммит Европейского Союза, посвященный этой теме, выявил, что в Европе больше не осталось стран, готовых продолжать политику открытых границ. Сегодня позиции отдельных государств и руководства Евросоюза отличаются только тем, как лучше взять поток мигрантов под контроль. Вот как выглядят основные предложения.

Миграционный кризис: усилить Frontex и укрепить внешние границы ЕС

На новом саммите ЕС, который пройдет в Брюсселе 28-29 июня, планируется принять декларацию, в которой будет сказано об усилении «поддерживающей роли» европейской пограничной службы Frontex.

Немецкий полицейский, участвующий в миссии Frontex

Еврокомиссия предлагает с 2021 года поднять число пограничников с 1 до 10 тысяч человек, увеличить бюджет и расширить полномочия ведомства. Не исключено, что страны-члены согласятся провести предлагаемые изменения раньше намеченного срока.

Для закрытия морского пути беженцам из Северной Африки потребуются дополнительные корабли стран Евросоюза для патрулирования, а 10 тысяч пограничников может и не хватить, уверены наблюдатели.

Создать за пределами Евросоюза центры приема беженцев

Идею специальных лагерей для приема беженцев за пределами Евросоюза, например в странах Северной Африки, поддерживают, в частности, Италия, Австрия и Болгария. Расчет такой: всех перехваченных в Средиземном море отправлять в лагеря, экономических мигрантов сразу отсеивать и возвращать на родину, судьбу остальных — решать в лагере, а не на территории Евросоюза.

Нелегальные мигранты, которых вернули на побережье Ливии

Эта модель не нова, власти ФРГ впервые озвучивали подобные предложения еще в 2004 году, но реализация таких планов упирается в отказ подходящих стран, например Албании или государств Северной Африки, создавать у себя подобные центры. Вот и министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини, один из главных противников нынешней миграционной политики ЕС, вернулся на текущей неделе из Ливии ни с чем.

Австрия предлагает рассмотреть вариант организации лагеря для приема беженцев на одном из необитаемых островов в Средиземном море — «австралийская модель», как говорит австрийский канцлер Себастьян Курц.

Лагеря для беженцев на территории Европейского Союза

Ряд крупных европейских стран, включая Францию, Испанию и Италию, а также Еврокомиссия рассматривают вариант строительства до десяти лагерей (в средиземноморских портах) на европейской территории, в которых планируется принимать и размещать прибывающих в ЕС беженцев. Лагеря предполагается сделать закрытыми и охраняемыми.

Порядок рассмотрения заявок на предоставление убежища предполагается ускорить. Идею принимать решения о предоставлении убежища в странах, имеющих внешнюю границу ЕС, поддерживает и канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel): она предложила подумать о создании единого европейского ведомства по делам беженцев и мигрантов.

Остановить беженцев в Евросоюз из третьих стран

Европейские государства пытаются, и не без успеха, остановить потоки мигрантов с помощью двусторонних договоров с так называемыми странами-транзитерами. Примером в Германии считается соглашение ФРГ с Турцией по беженцам.

Саммит ЕС — последний шанс Меркель остаться канцлером?

28 июня в Брюсселе начнется встреча глав государств и правительств стран EC. Саммит, судя по всему, — последняя надежда канцлера ФРГ решить проблему беженцев и остаться на посту. (27.06.2018)

С какими трудностями сталкиваются просители убежища в ФРГ

В ФРГ растет число соискателей статуса беженца. С какими трудностями сталкиваются иностранцы, которые подают соответствующее прошение? (29.04.2015)

Благодаря ему, как считается, удалось перекрыть балканский маршрут следования беженцев в Европу. Аналогичные соглашения Евросоюз надеется заключить со странами Северной Африки, на что Брюссель готов выделить 6 миллиардов евро.

Брюссель намерен наказывать за «вторичную миграцию«

Еврокомиссия предлагает пресечь «вторичную» миграцию — когда соискатели убежища покидают страну прибытия в ЕС и отправляются дальше. Предложение Брюсселя — наказывать за такие действия высокими штрафами и лишением социальных пособий.

Наконец, на саммите ЕС европейские лидеры постараются найти решение проблемы, которая возникла еще до миграционного кризиса 2015 года, — как добиться выдворения лиц, которым в праве на убежище было отказано. Директива Еврокомиссии предусматривает, что власти стран-членов Евросоюза должны выдворять на родину не менее 70 процентов тех мигрантов, чьи просьбы о предоставлении убежища были отклонены. Ни одна из крупных стран Евросоюза условия этой директивы не выполняет.

Инфографика: Беженцы в Германии

Количество приезжающих в ФРГ беженцев сокращается

Число прибывающих в Германию беженцев продолжает снижаться. За первый квартал 2017 года в страну въехало чуть более 60 тысяч мигрантов. За тот же период годом ранее число новоприбывших составило почти 190 тысяч.

Инфографика: Беженцы в Германии

Больше всего ходатайств об убежище — от сирийских беженцев

В 2016 году беженцы из Сирии, которые спасаются от войны на родине, подали почти 270 тысяч прошений о получении убежища в Германии. Речь идет как о первичных, так и о повторных заявках. В десятку стран с самым большим числом заявителей попала и Россия.

Инфографика: Беженцы в Германии

Образование и работа — условие успешной интерграции

Возможность найти хорошую работу повышает шансы беженцев на успешную интеграцию. Однако не все мигранты имеют возможность трудоустроиться. Серьезной проблемой часто становится отсутствие профессиональной подготовки, а порой — даже школьного образования. Только 17% живущих в Германии беженцев учились на родине в университете.

Инфографика: Беженцы в Германии

На родину по собственному желанию

Программа репатриации беженцев нацелена на то, чтобы помочь догбровольно вернуться на родину мигрантам, не имеющим шансов получить убежище в ФРГ. В рамках этой программы Германия планирует предоставлять таким беженцам возможность перед возвращением домой выучиться на слесаря, монтажника, электрика или каменщика.

Миграционный кризис в Европе. Досье

Основной поток шел из Сирии и Афганистана, значительную долю составили выходцы из Ирака и Ливии. Примерно 25% прибыли из африканских стран (Эритрея, Судан, Южный Судан, ДР Конго, Сомали, Мавритания, Марокко, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия, Камерун, Габон). В 2016 году количество прибывших на континент мигрантов и беженцев сократилось до 390 тыс., в 2017 году в Европу прибыли 186 тыс. 768 мигрантов и беженцев, с начала 2018 года — 56 тыс. 309 (по морю — 44 тыс. 957, по суше — 11 тыс. 352).

В целом, по данным Европейской комиссии (ЕК), с 2015 по июнь 2018 года в страны ЕС прибыло более 1,6 млн нелегальных мигрантов.

Основные причины

Причинами увеличения миграционного потока в Европу стали события в арабском мире в 2010-2011 годах («арабская весна») и последовавшая за ними внутриполитическая дестабилизация в ряде стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Прежде всего это войны в Сирии и Ливии, расширение деятельности террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке, осложнение ситуации с обеспечением безопасности в Афганистане вследствие активизации талибов (двжиение «Талибан» запрещено в РФ), а также усугубление социально-экономической условий в ряде стран южнее Сахары.

Другой причиной увеличения масштабов миграции стало расширение сети криминальных организаций, занимающихся контрабандой людей. Только в 2015 году, по оценкам Европола, услугами контрабандистов воспользовалось более 90% нелегальных мигрантов, прибывших в Европу, прибыль криминальной сети составила от €3 млрд до €6 млрд. Основным плацдармом для переправки нелегальных иммигрантов в ЕС является Ливия.

Основные маршруты нелегальной миграции

По данным миграционных служб европейских стран, часть иммигрантов прибывает в Европу по туристическим визам или поддельным документам, другая — через нелегальные каналы, пересекая границы без документов. Они перебираются в Европу несколькими путями, в основном через Средиземное море. Один из них — из Северной Африки на Пиренейский полуостров — в Испанию, затем во Францию и Италию (западно-средиземноморский маршрут), второй — в Италию и на Мальту (центрально-средиземноморский маршрут).

Еще один путь — из Турции в Грецию и Болгарию, оттуда по западно-балканскому коридору (через Албанию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Сербию и Македонию) в Словению и Венгрию, а затем в Германию, Австрию и Швецию (восточно-средиземноморский). Наибольшее количество нелегалов, прибывающих на континент, скапливаются на территории Италии и Греции.

Трагедии и операции по спасению

Эксперты затрудняются назвать точное число погибших при попытках добраться до Европы. О первых жертвах средиземноморского трафика мигрантов заговорили еще в 2000 году. В 2012 году в Средиземном море утонули около 500 человек, в 2013 году — 600 человек, в 2014 году эта цифра увеличилась до 1,5 тыс., в 2015 году — до 3,8 тыс. человек. В 2016 гожу, по данным МОМ, при попытке проникнуть на территорию Европы через Средиземное море погибли или пропали без вести 5 тыс. 143 человека, в 2017 году — 3 тыс. 116, с начала 2018 года — 972 человека.

Для предотвращения гибели людей в Средиземном море итальянское правительство еще в 2013 году запустило программу Mare Nostrum, в которой были задействованы итальянские военные корабли и авиация. В 2014 году на смену ей пришли общеевропейские программы «Тритон» и «Посейдон».

В июне 2015 года стартовала военно-морская операция по спасению мигрантов EUNAVFOR Med, в сентябре того же года она получила название «София». 7 октября 2015 году по решению ЕС начался ее второй этап, который предполагает задержание и проверку подозрительных судов. В августе 2016 года сообщалось, что за время ее действия были спасены более 25 тыс. человек (в том числе 1,2 тыс. детей) и нейтрализованы более 180 судов. 25 июля 2017 года Совет ЕС продлил мандат операции до 31 декабря 2018 года.

План расселения беженцев

В мае 2015 года ЕК предложила ввести квоты на прием мигрантов для всех 28 стран Евросоюза. В июне страны сообщества договорились добровольно разместить 40 тыс. беженцев. А в сентябре ЕС принял план расселения в течение двух лет еще 120 тыс. человек из лагерей беженцев в Италии и Греции. Однако впоследствии Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия отказались от приема беженцев. В связи с этим в сентябре 2017 года ЕК предложила новую схему распределения — 50 тыс. человек в течение двух лет — до октября 2019 года. На эти цели ЕС выделил €500 млн.

В настоящее время по квотным схемам из средиземноморских стран по территории остальных участников сообщества расселено только около 35 тыс. человек, то есть около 2% из 1,6 млн нелегальных мигрантов, прибывших в страны ЕС с 2015 по июнь 2018 года.

Сотрудничество ЕС и Турции

В ноябре 2015 и марте 2016 года ЕС достиг соглашения по проблемам мигрантов с Турцией, где скапливается основной поток направляющихся в Европу беженцев. Оно предусматривает обмен нелегальных мигрантов на сирийских беженцев, получивших статус в Турции, по принципу один на одного: нелегальные мигранты будут возвращены в Турцию, а легальные сирийские беженцы будут переселены в ЕС. Нелегалов-несирийцев Турция должна возвращать в их страны.

В соответствии с договоренностями ЕС пообещал Турции €6 млрд — двумя частями по €3 млрд — финансовой помощи и активизацию переговоров о вступлении в ЕС. В середине июня 2017 года еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос заявил, что Брюссель в полном объеме выполняет свои обязательства перед Анкарой, которой он уже перевел в рамках миграционной сделки €2,9 млрд из обещанных до €3 млрд (€1,57 млрд уже освоены — на эту сумму подписаны контракты, направленные на оказание помощи сирийским беженцам на территории Турции). На территории Турции в настоящее время находятся более 3,5 млн беженцев.

Меры по сдерживанию миграционного потока в странах ЕС

В ответ на кризис правительства практически всех европейских стран ужесточили миграционные нормы — сократили сроки пребывания кандидатов на получение статуса беженцев, снизили размеры пособий, усилили карательные механизмы по выдворению нелегальных иммигрантов за пределы единых европейских границ. Наплыв переселенцев поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны.

В связи с обострением миграционной обстановки в 2015-2016 годах контроль на отдельных границах временно вводили восемь стран — Германия, Австрия, Словения, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия. В марте 2016 года Словения и Хорватия в координации с Сербией и Македонией (не входят в ЕС) закрыли для беженцев проходящий через них балканский маршрут. Ранее власти этих государств неоднократно объявляли о сокращении квот на предоставление убежища.

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития в 2020 году

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание нелегалов и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные лагеря);
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.

Совокупность объективных (вооруженные конфликты, наличие безопасных маршрутов для нелегальной миграции и так далее) и субъективных (отсутствие согласованных действий между странами ЕС, законодательной базы и другие) причин привели к тому, что за январь – конец апреля 2019 года около 206 тысяч 500 человек впервые подали ходатайство о предоставлении им убежища на территории ЕС, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2019 года. Однако, отмечаем тенденцию к незначительному уменьшению количество беженцев.

Численность и динамика роста миграционного потока

По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек.

Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно здесь.

Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств.

О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей статье.

В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2019 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

Миграционный кризис в Европе в цифрах и графиках

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы в 2015 году, став причиной кризиса в ряде стран, оказавшихся неспособными справиться с таким наплывом людей, а также спровоцировав раскол в ЕС по поводу того, как быть дальше с переселенцами.

Большая часть беженцев попала в Европу по морю, но некоторые проложили и сухопутный маршрут через Турцию и Албанию.

Даже зима не остановила людской поток. По данным агентства ООН по делам беженцев, с начала 2016 года морскими путями в Европу прибыли 82 636 человек.

1. Откуда прибывают мигранты?

Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей пускаться в дальнее путешествие. Но и продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, всеобщая воинская обязанность в Эритрее и бедность в Косово, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также заставляют жителей этих стран искать для себя лучшей доли далеко от дома.

2. Куда едут мигранты?

Не все прибывающие в Европу нелегальные мигранты подают документы на статус беженца, но многие. Германия получила наибольшее число прошений о статусе беженца в 2015 году — более 476 000.

Но в страну прибыло гораздо больше людей – Германия заявляет о цифре более миллиона человек. Их зарегистрировала система EASY, созданная для того, чтобы учитывать всех прибывших в страну еще до того, как они подают прошение о статусе беженцев.

Венгрия занимает второе место по количеству прошений об убежище, так как большинство нелегальных мигрантов проникает в Европу через Грецию и Балканские страны. На конец декабря Венгрия заявила о 177 133 поданных прошениях о предоставлении убежища.

3. Как мигранты попадают в Европу?

Международная организация по делам миграции заявила о более чем миллионе мигрантов, прибывших в Европу по морю и около 34 000 по суше.

Для сравнения: в 2014 году по морю и по суше в Европу прибыло 280 000 человек. Эта цифра не включает тех, кто приехал нелегально.

Пограничная служба Европейского союза Frontex, отслеживающая различные пути, которыми мигранты прибывают в Европу, говорит о числе в 1 млн 800 тыс. человек, прибывших к границе и пересекших ее в 2015 году.

Большинство из них совершили короткое путешествие из Турции до близлежащих греческих островов Кос, Хиос, Лесбос и Самос, часто на непрочных надувных или деревянных лодках.

4. Насколько опасно такое путешествие?

Международная организация по делам миграции говорит о том, что на миллион человек, благополучно пересекших Средиземное море и добравшихся до европейских берегов, приходится более 3 700 погибших, или 0,37%.

Большинство из них погибло, переправляясь из Северной Африки в Италию, более 800 человек погибли в Эгейском море, совершая путь из Турции в Грецию.

Большинство из них погибло в летние месяцы.

Наиболее смертоносным месяцем для мигрантов стал апрель, когда перевернулась лодка с 800 мигрантами на борту недалеко от побережья Ливии. Одной из причин несчастья стало то, что лодка была переполнена людьми.

5. Кто принимает больше всего прошений об убежище?

Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчате на население страны остается Венгрия.

В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев, однако в 2015 году прошения подали около 1800 человек на каждые 100 тыс. граждан страны.

Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция, с 1667 прошениями на 100 тыс. человек.

Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания — 55 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.

6. Как Европа собирается ответить?

Напряженность растет и внутри ЕС, она связана с непропорциональным распределением мигрантов, с которым столкнулись страны, куда прибывают беженцы — это Греция, Италия и Венгрия.

В сентябре страны Евросоюза проголосовали за распределение 160 тыс. мигрантов в Европе, но пока этот план касается только тех, кто находится в Италии и Греции.

Планировалось перевезти 54 тыс. человек из Венгрии, однако правительство Венгрии отклонило этот план, и было вынуждено принять план по квотам беженцев, которые прибудут в страну из Италии и Греции.

Великобритания отказалась принимать на себя обязательства по квотам, но, согласно данным МВД Британии, в 2015 году в стране были размещены более 1000 беженцев из Сирии. Дэвид Камерон сказал, что в ближайшие пять лет Великобритания примет еще 20 000 сирийцев.

7. Сколько прошений было одобрено?

Несмотря на то, что прошений было подано огромное количество, статус беженца был предоставлен гораздо меньшему числу людей.

В 2014 году европейские страны подтвердили статус 184 665 беженцам. В том же году более 570 тыс. мигрантов подавали прошение о статусе беженца. Надо учитывать, что процедура может длиться довольно долго, и получившие статус в этом году могли подавать прошение в прошлом.

До конца сентября Британия предоставила убежище или другую форму защиты 1868 сирийцам.

К границам транзитных европейских государств прибывают новые тысячи людей, которые ищут убежища в ЕС

Решить проблему с беженцами в Европе можно только при участии России, заявила сегодня канцлер Германии Ангела Меркель. Каким именно способом, она, впрочем, не уточнила. Немецкий лидер, в ходе миграционного кризиса, неоднократно меняла свои интонации в отношении как самой проблемы, так и путей её решения. Что и как лучше сделать — действительно вопрос очень сложный. Единого мнения у европейских властей нет. В ближайшие дни железнодорожные составы не будут ходить из Германии в Австрию и Будапешт. Вокзалы этих стран буквально переполнены.

Ручьи и реки беженцев, и днём и ночью: то на одном, то на другом участке европейской границы. Несколько часов назад полиция Хорватии решила упорядочить хотя бы тех, кто хочет перейти границу вне очереди. Короткая вспышка недовольства ввела толпу в длительное исступление. Беженцы у КПП подняли на руки тех, кто оказался в первых рядах, и попытались перебросить через границу в буквальном смысле.

В Австрии, Сербии, Венгрии и Словении, для поддержания порядка в местах массового скопления ищущих убежище не хватает полицейских. В Загребе, следуя примеру Вены и Будапешта — дебаты среди хорватских политиков: настал ли «час Х» для привлечения армейских подразделений? Противники использования армии боятся вызвать неконтролируемое недовольство со стороны беженцев и развития ситуации по венгерскому сценарию, когда, дабы остановить нелегальное пересечение границы венгры применили водомёты и слезоточивый газ, а мигранты в ответ кидали в полицейских камни и бутылки.

А для нескольких тысяч граждан Сирии и Ирака всё самое ужасное, как они считают, уже позади. Они в Австрии. Почти у цели.

«Поймите, мы достойны лучшей жизни. В Ираке война. Каждый день в двери наших домов случиться смерть. На родине нас некому защищать. Полиция коррумпирована, она бездействует!» — говорит беженец.

Многие из беженцев не скрывают: Австрия — не конечная цель. Германия, где всё лучше: и пособия и социальные гарантии, и возможность найти работу — вот куда они едут.

«У меня мечта — закончить университет в Германии и остаться там жить. В Сирии даже с высшим образованием у меня нет будущего. Навязанная извне война в моей стране длится уже более четырёх лет, и я уже не верю, что она может скоро закончиться», — говорит один из беженцев.

Сириец Ахмед готовится к собеседованию с иммиграционными властями. Он абсолютно уверен, что европейцы не посмеют отправить его обратно.

«Я привёз сюда всю свою семью. Мы хотим начать новую жизнь. В стране, где соблюдается закон, где нам не было бы страшно выходить на улицу», — говорит он.

Власти Австрии, чтобы разместить стихийно прибывающих в страну беженцев, постоянно ищу всё новые свободные помещения. Ещё две недели назад на окраине австрийского города Грац был рынок и вовсю работал торговый центр. Теперь вместо прилавков сотни кровей для тех, кто нуждается в ночлеге и заботе.

Именно в таких пунктах приёма беженцев, в Австрии их называют «карантинными лагерями», чиновники и начинают собирать предварительную информацию о тех, кто заявил о своём желании получить статус беженца. Проверяют документы, если они есть, и пытаются понять: сколько же прибыло в страну нелегальных мигрантов по политическим и сколько по экономическим причинам. У вторых шансы осесть в Европе минимальные. Большинство беженцев всё же надеется на удачу.

«Я привёз сюда сына и беременную жену. Я сделал всё, что мог. Что будет с нами дальше — не знаю. Полагаюсь на всевышнего», — говорит беженец.

Трёхразовое питание с учетом традиционных предпочтений, медицинская помощь и услуги переводчиков с арабского. Волонтёры готовят еду, лечат больных и играют с детьми.

«Я по образованию учитель, пришла сюда по зову сердца и мне не нужно никаких денег за эту работу», — подчеркивает девушка-волонтер.

«Дети, которые здесь находятся, рисуют свою страну. Посмотрите, сколько в этих трогательных рисунках любви к родине, откуда их родителям пришлось убегать, — обращает внимание волонтер. — А это даже не рисунок, а письмо маленького сирийского мальчика на арабском языке о том, как он потерял своих родителей. Они погибли во время шторма на пути в Европу».

Только за минувшие сутки в район австро-венгерской границы прибыли более пяти тысяч нелегальных мигрантов. Все они в основном из Сирии. Их встречают усиленные наряды полиции и волонтёры. Они раздают бегущим от войны и голода людям еду и одежду.

«Даже не представляем себе, что будет дальше. Нам кажется, что этот поток людей, которые стремятся попасть в Австрию и другие европейские страны, никогда не кончится», — говорит волонтер.

Политики в Вене уже не уверены, что смогут удержать под контролем нарастающий поток желающих перебраться в Европу и подумывают о внесении изменений в законодательство. Например, министр внутренний дел считает: беженцам надо предоставлять не постоянный, а временный статус, это позволит позднее вернуть их на родину. Пока же австрийцам приходится действовать согласно старым законам, и в своих лагерях для беженцев готовить тысячи дополнительных мест.

10 стран Европы с самым большим числом мигрантов

Популистские движения набирают силу в Европе, и вопрос с мигрантами остается одним из самых острых в политическом дискурсе Евросоюза. Однако, как показывает статистика, страны, отличающиеся ксенофобией и политикой против мигрантов, не всегда являются странами с самым большим числом мигрантов.

Ниже мы расскажем о 10 странах, в которых проживает наибольшее количество мигрантов.

Данные приводят эксперты Statista.

Общее число мигрантов : 83 тыс.

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 7,8

Греция стала «проходной комнатой» на пути следования сирийцев в другие страны Европы. Однако многие из «незваных гостей все же оседают в самой Греции и на ее островах.

В связи с наплывом мигрантов из стран Ближнего Востока многих волнует вопрос о том, насколько это скажется на туристической отрасли, которая традиционно приносит немалый вклад в бюджет страны.

9. Нидерланды

Общее число мигрантов : 111 629

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 6,5

Нидерланды отличаются довольно лояльным отношением к мигрантам, в том числе к беженцам с Ближнего Востока.

Они имеют возможность неплохо устроиться в стране, получить не только жилье, но и медицинские услуги.

Это вызывает немало возмущения со стороны местного населения, которое недовольно политикой властей.

8. Великобритания

Общее число мигрантов : 162 299

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 2,4

Великобритания – благоприятная страна для мигрантов, которые стремятся попасть в страну любыми путями.

Однако стоит отметить, что сюда стремятся не только мигранты из стран Ближнего Востока, как в случае с Грецией.

В Великобританию хотят также попасть мигранты из стран ЕС, особенно из самых бедных стран союза.

Общее число мигрантов : 172 570

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 19,5

Власти страны обеспокоены наплывом мигрантов в страну. Даже министр внутренних дел весной 2017 г. заявил о необходимости перекрыть поток мигрантов через Австрию.

Его в этом поддержали власти Венгрии. Австрия вплоть до 2015 г. считалась доброжелательно настроенной к беженцам.

Однако за вторую половину 2015 г. в Австрию в исчислении на душу населения прибыло больше мигрантов, чем в любую другую страну Европы.

Оборотной стороной перемен стал рост ультраправых настроений.

Общее число мигрантов : 234 296

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 120,8

Латвия далеко не та страна, в которую чаще всего стремятся мигранты. Более того, жители этой страны сами не прочь уехать в более благополучные страны ЕС, например в Великобританию.

Тем не менее Латвия является членом ЕС, а союз принял квоты на расселение беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Местные жители встречают гостей без энтузиазма.

Общее число мигрантов : 327 709

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 32,5

Швеция одна из немногих европейских стран, распахнувших объятия мигрантам.

На протяжении десятилетий беженцы органично вписывались в шведское общество, восполняя нехватку рабочих рук и не нарушая при этом культурную целостность страны.

Однако новые мигранты не желают превращаться в шведов, а хотят жить по-своему, что вызывает раздражение у местных жителей.

Общее число мигрантов : 354 698

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 5,8

Основными маршрутами миграции в Европейский союз являются пути через Грецию и Италию, поэтому население обеих стран сейчас буквально стонет от нашествия мигрантов.

Количество мигрантов в Италии растет быстрыми темпами: по данным IOM, в 2014 г. в стране их было 66066, в 2015 г. — 103792, а в 2016 г. – 176554, в 2018 г. – уже более 350 тыс.

Из них около 40% получают официальное разрешение остаться в стране. Дальше их расселяют по всей стране пропорционально населению.

Местное население выражает крайнее недовольство. В последнее время и власти стали прислушиваться – так, министр внутренних дел Маттео Сальвини заявил, что судам неправительственных организаций, которые доставляют нелегальных мигрантов, запрещено будет входить в порты Италии.

По мнению министра, это необходимая мера, так как в последнее время увеличилось число нелегальных мигрантов из стран Африки, пытающихся пересечь Средиземное море и добраться до Италии.

Общее число мигрантов : 401 729

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 6,0

В прошлом году во Францию въехало, получив первый вид на жительство, еще 262 тыс. иностранцев, сообщило МВД, представляя миграционную статистику за 2017 г.

Число новоприбывших увеличилось за год на 13,7% за счет роста числа беженцев, иностранных студентов и трудовых мигрантов.

2. Германия

Общее число мигрантов : 1 413 127

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 17,0

Изначально Германия открыла свои двери для мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки.

В эту страну стремилось большинстве тех, кто нелегально прибывал в Европу.

Канцлер Ангела Меркель пропагандировала политику открытых дверей в отношении беженцев.

Однако местное население все чаще выражает недовольство ее политикой, так как наплыв мигрантов создает огромное количество проблем.

Общее число мигрантов : 3 789 320

Число мигрантов на 1 тыс. человек : 46,3

Беженцы из стран Ближнего Востока стремятся попасть в Европу, однако у них на пути лежит Турция, где они зачастую задерживаются, да так и остаются.

В соответствии с договоренностью между Турцией и ЕС все нелегальные мигранты, оказавшиеся в Греции, должны отправляться обратно в Турцию, а Евросоюз в свою очередь обязался за каждого высланного нелегального мигранта принимать у Турции одного легального.

На эти цели Анкаре было переведено 3 млрд евро, и до 2019 г. должен был последовать второй транш в таком же размере, то есть всего 6 млрд евро.

Распространенные заблуждения о кризисе беженцев в Европе

Все чаще появляются новости о смерти беженцев не границах стран, которые входят в Европейский Союз. Эти новости снова подняли в европейских медиа старую дискуссию: следует провести ослабление границ или их милитаризацию? Эта дискуссия уже давно вышла за пределы Европы и, даже, дошла до российского интернет-пространства, в котором активно обсуждается, как шаг за шагом мусульмане захватывают ЕС.

Часто, в обсуждении новости о смерти очередных мигрантов, можно прочитать такое мнение: «Бедные европейцы, а мигранты сидят поголовно на пособиях. Если бы не платили пособия, никто бы не ехал туда. Европу надо закрыть.». Такое мнение имеет право на существование, но проблема гораздо глубже. На основе предубеждений невозможно сформировать адекватное отношения к вопросу.

Наиболее негативное отношение, среди всех типов мигрантов в ЕС, к мусульманам. Этому способствуют ряд предубеждений, которые постоянно звучат из разных источников. Стоит подробнее изучить некоторые наиболее распространенные стереотипы.

«Усиление контроля пересечения границ сможет решить кризис миграции, если их не будут пускать, то они и не поедут.»

Усиление милитаризации Шенгенской границы — это процесс, набирающий обороты изо дня в день. Стена в Венгрии, которая должна останавливать мигрантов со стороны Сербии, планы атаковать лодки с ливийцами на водной границе Италии, а также ужесточение правил получения визы — это все частицы одного пазла. Страны ЕС пытаются уменьшить количество мигрантов. Единственное, что можно уменьшить такой политикой, — это количество легальных мигрантов. Количество не задокументированных и погибших — возрастет. Почему? Ибо кроме локальных причин мигрировать, например, толерантность той или иной страны к мигрантам, есть глобальные причины миграционных потоков. Например, призыв в армию, ограничение прав человека или безработица в родной стране мигрантов. Военные конфликты в мусульманских странах являются серьезной причиной мигрировать. Такая мелочь, как жесткий контроль на границах не остановит беглецов. Гораздо более продуктивным было бы проведение реальной миротворческой политики в местах, откуда мигранты едут. Для решения конфликтов в Ираке, Сирии или Йемене, страны одобряют одну из сторон конфликта в медиа, оказывают ей невоенную и военную помощь. Такие действия обусловлены интересами стран ЕС влиять на ход событий в странах, с которыми они имеют тесные экономические связи, но войны имеют последствия, например, потоки беженцев. Политика невмешательства в вооруженные конфликты — это первый шаг к решению проблемы. Закрытие границ от беженцев только увеличит количество не задокументированных мигрантов.

«Мигранты едут сидеть на социальных выплатах, а не работать.»

В таком дискурсе правых и антимигрантских сил в ЕС сразу две ошибки. Первая — обвинение кого-то в получении социальных выплат. Реципиентами социальной помощи являются лица, не имеющие возможности обеспечивать себя или те, кто не имеет достаточно дохода для аренды жилья и других благ. Социальные выплаты уменьшают бедность, бездомность, уровень криминала. Это нормальная практика для государств, претендующих на развитость, хотя это и имеет много своих подводных камней. Вторая ошибка — это игнорирование того факта, что экономические достижения стран ЕС неразрывно связаны с эксплуатацией ими ресурсов и рабочей силы в других странах, что уменьшает шансы последних на экономическое развитие. Здесь можно приводить примеры: от нефтяных месторождений Ирака, разрабатываемых компанией Shell, до легкой промышленности Бангладеша, принадлежащей компаниям, типа H & M. Различные процессы, например, приватизация недр полезных ископаемых, перенос производства в страны с дешевой рабочей силой (в страны Азии и Африки) стимулировались корпорациями ЕС, которые искали новые источники сырья, дешевой рабочей силы и рынки сбыта для своей продукции. Такая международная экономическая активность европейских компаний не дает развиваться локальной экономике, увеличивает неравенство ухудшает условия жизни, в конце концов — подталкивает к эмиграции.

«Мусульмане — радикалы и террористы.»

Видеть в каждой женщине в хиджабе поклонницу Исламского Государства — очень несправедливо. Идентичность мусульманина и следование ритуалам не делают из мигранта радикала или террориста. В то же время, выступая против исламофобии, не стоит забывать, что в большинстве своем политический ислам — это еще одна из разновидностей правой идеологии, которая является деструктивной, так как противопоставляет разные группы друг другу и используется для угнетения, является сексистской и гомофобной. Но противостояние этой идеологии путем угнетения ее носителей лишь усугубит проблему. Антирелигиозная трансформация общества должен проходить через образование и социальную вовлеченность. Однако в современной Европе нет доступа всех слоев населения к бесплатному высшему образованию, и мигранты, как незащищенная прослойка населения, не всегда имеют возможность эмансипироваться от религиозных убеждений в университетах. Кроме этого, живя в дешевых районах — «гетто», работая в сфере низко оплачиваемого, неквалифицированного труда, видя травлю в СМИ, они закрываются в своих сообществах.

«Толерантность и интеркультурализм решат все проблемы.»

Либеральный, промигрантский дискурс предлагает таблетку мультикультурализма и толерантности. Она должна решить все конфликты и построить мостики уважения между различными национальными и религиозными группами. Такой подход имеет перспективы преодолеть культурную дискриминацию. Но уважение к людям другой религии не означает, что политическая дискриминация (криминализация мигрантов, ограничения прав неграждан страны) и социально-экономическое неравенство исчезнет. Не имея документов, работы, достойных условий труда, доступа к образованию и медицинскому обеспечению, интегрироваться в общество невозможно, даже при сочувствии со стороны местных и отсутствию открытого расизма.

Беженцы в Европе: что изменилось год спустя

Пиковый момент миграционного кризиса миновал

30.09.2016 в 18:08, просмотров: 11176

Прошел почти год, как Европа пережила самый острый период миграционного кризиса. По свежим данным Pew Research, число тех приезжих, которые искали убежища в европейских странах в 2015 году, достигло рекорда в 1 млн 300 тыс. человек. Как уточняет агентство, это вдвое больше показателей 1992 года — времени, когда распался СССР и рухнул «железный занавес». Несмотря на то что приток тех, кто претендует на убежище в ЕС, в 2016 году значительно меньше, миграционный кризис далек от своего завершения.

Евростат сообщает, что в первом квартале этого года количество просителей убежища (287 100) увеличилось на 50% по сравнению с тем же периодом 2015 года, однако снизилось на 33% по сравнению с четвертым кварталом 2015 года, на который пришелся пиковый момент притока переселенцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Как уточняет Евростат, в первом квартале у государств Евросоюза просили убежища люди из 150 стран. На первом месте, разумеется, сирийцы, иракцы и афганцы — по 102 тыс., 35 тыс. и 34 тыс. заявок соответственно. Самой желанной для приезжих страной продолжает оставаться Германия.

«Миграционный кризис продолжается и будет продолжаться, — поясняет «МК» руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов, — потому что не устранены причины, которые побуждают сотни тысяч граждан Северной Африки, Ирака, Афганистана нелегально пересекать границу с Европой. Можно констатировать, что сама причина не устранена. Соответственно, Европа борется с последствиями, а не с причинами. Это первое. Во-вторых, за прошедший год и ЕС, и другие страны предприняли конкретные шаги в решении последствий этого кризиса. Приняты соответствующие программы, позволяющие странам постепенно интегрировать ту часть нелегалов, которые соответствуют предъявляемым требованиям в рамках ЕС и в рамках национальных юрисдикций, и высылать тех, кто этим требованиям не соответствует. Заключено соглашение с Турцией, инициированное Германией, от марта 2016 года. Худо-бедно оно действует, несмотря на отказ ЕС вводить безвизовый режим, несмотря на отказ Турции менять внутреннее законодательство по борьбе с терроризмом. Тем не менее это фактор, который смягчил ситуацию.

Предприняты меры по защите внешних границ. Реформировано агентство «Фронтекс». Сейчас действует новое ведомство. Соответственно, усилился контроль за передвижением морских судов или других плавательных средств, на которых передвигаются нелегалы. Это качественно отличает ситуацию от конца лета 2015 года, когда ни ЕС, ни отдельно взятые страны были абсолютно не готовы к наплыву беженцев. Лидером миграционной ЕС, на мой взгляд, является Германия. Она пытается проводить единую европейскую политику по приему беженцев, в первую очередь с точки зрения квотирования, равномерного распределения мигрантов по всем 27 странам (плюс одна страна — Великобритания, но она все равно будет выходить из ЕС). Здесь мы видим абсолютный провал этой политики».

Наиболее неприветливыми по отношению к беженцам-мусульманам, по данным Pew Research, в Восточной и Южной Европе стали Венгрия, Италия и Польша, а также Греция, которая стала европейским местом «высадки» приезжих, прибывающих по морю. Швеция и Германия являются, пожалуй, единственными странами, где большинство жителей говорит, что беженцы делают страну сильнее благодаря новой трудовой силе. Там опасения по поводу связи беженцев и связанного с ними уровня преступности гораздо менее распространены.

«Страны Вишеградской группы не согласны с Германией по поводу беженцев, как и страны Прибалтики. Здесь иной политики мы не наблюдаем, — добавляет Владислав Белов. — Однако на уровне отдельных государств есть достаточно видимые успехи. Это и Скандинавские страны, и сама Германия, которая приняла поправки к соответствующему закону. Принят план, который, с одной стороны, предусматривает интеграцию граждан-нелегалов, с другой стороны — высылку в том случае, если они не согласны и не следуют нормам, указаниям и требованиям, которые существуют в стране. Есть известное заявление канцлера Германии Ангелы Меркель, которое она сделала почти год назад, — «мы с этим справимся». За это Меркель лично как лидер Германии и ЕС находится под жесткой критикой среди своих коллег по партии, среди оппозиции. Считается, что Меркель не просчитала всех последствий того, что она фактически дала зеленый счет той волне беженцев, которые пришли в Европу осенью 2015 года.

Ситуация в плане инструментов и механизмов, которые есть на уровне Европы и отдельных стран, качественно отличается от 2015 года. Но с точки зрения причин этого кризиса мало что изменилось. ЕС не удалось разработать план, который бы воздействовал на ситуацию там, где она зарождается. Я имею в виду те причины, которые заставляют граждан в массовом порядке создавать новые пути «великого переселения народов». Это основной вывод за год».

Приток беженцев в Европу занял видное место в антимигрантской риторике почти всех правых партий в Европе и в дискуссии по поводу решения Великобритании выйти из Европейского союза. Как показывает исследование центра Pew, кризис беженцев и угроза терроризма очень сильно связаны друг с другом в сознании многих европейцев. В восьми из десяти европейских стран, чьи жители участвовали в опросе, половина или больше считают, что приезжие увеличивают вероятность террористических атак в стране. Однако терроризм не является единственной проблемой, которая волнует людей в связи с беженцами. Многие из них также обеспокоены тем, что они будут экономическим бременем.

Однако, по мнению опрошенного «МК» эксперта, мнение отдельных стран на государственном уровне за прошедший год не изменилось. «Есть четкое понимание, что это нелегалы, что они нарушают законодательство, что нет возможности закрыть границы, — поясняет Владислав Белов. — Вы не можете топить суда, вы не можете расстреливать людей, которые перелезают через колючую проволоку. Это нелегалы, это граждане, которые нарушают законодательство и пересекают границу вопреки существующему закону. Сейчас есть более четкое понимание, как их интегрировать. Есть также понимание необходимости ужесточения норм и правил, на которых эти нелегалы принимаются в этих государствах. Есть видение картины действий на уровне государств и будущих взаимодействий, хотя до конца вопрос не решен.

Если говорить об изменениях на уровне отдельных граждан, то не надо особых алармистских рассуждений, не надо приводить примеры отдельно взятых нелегалов, которые совершили теракты, если мы берем Германию и Бельгию. В целом толерантность общества не изменилась. На уровне небольших городов, общин, там, где и возникают проблемы взаимодействия между местным населением и нелегалами, конечно, отношение меняется. Я не скажу, что это антимигрантские настроения, но требования граждан к государству в вопросе безопасности возрастают, растет нетерпимость к нарушениям криминального характера, нарушениям общественного порядка. Наверное, за год такое отношение объективно меняется.

В целом на примере Германии скажу, что уровень толерантности немецкого населения и немецких граждан к нелегалам очень высокий. Не стоит преувеличивать роль мигрантов в росте радикальных настроений. Потому что можно спекулировать на партии «Альтернатива для Германии», которая набирает большое количество голосов. Она обеспечивает комплексную критику народных партий и выражает протест против отсутствия прогресса в решении конкретных проблем в хозяйственном, политическом и общественном дискурсе — не только в отношении мигрантов. В любом случае и «Пегида», и «Альтернатива» критиковали миграционную политику бывшего коалиционного правительства за два года до наступления этих событий. Протестные настроения — это здоровая реакция общества на отсутствующие конкретные реформы, и не надо их путать с радикализацией самого общества. Если нет каких-то малых партий, которые способы жестко выразить такие протесты, то эти настроения подхватываются протестными партиями».

Сама Меркель недавно признала ошибки в миграционной политике ФРГ. По ее словам, немцы слишком долго игнорировали существование такой проблемы, как мигранты. «В сентябре на федеральном уровне будут видны потери Меркель, которая находится на нижней точке своей популярности, — считает Владислав Белов. — На мой взгляд, в 2017 году много чего произойдет. По крайней мере коалиция начинает отыгрывать у оппозиции определенные ниши, где она жестко действует в отношении мигрантов».

Заголовок в газете: Беженцы: год спустя
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27218 от 1 октября 2016 Тэги: Общество, Власть Персоны: Ангела Меркель Организации: Евросоюз — ЕС Места: Германия

Откройте, миграция

Что Европа сделает с беженцами, кто и почему бежит в ЕС

Европу накрывает крупнейшая за всю послевоенную историю волна миграции. По оценкам ООН, общая численность граждан третьих стран, обратившихся за убежищем в странах ЕС в 2015–2016 году, превысит 1,2 млн человек. Ежедневно из разных стран поступают новости о том, как власти и местные жители принимают — или не принимают — у себя переселенцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. В ситуации, когда выработать единую слаженную политику в области миграции Евросоюз пока не сумел, власти каждой из стран ЕС самостоятельно решают, как реагировать на гуманитарную катастрофу в зонах конфликтов и как это соотносится с мнением избирателей.

Куда Еврокомиссия предлагает расселять беженцев?

Глава Еврокомиссии и председатель Евросоюза Жан-Клод Юнкер выступил в Европарламенте, огласив новые квоты на прием беженцев. По словам господина Юнкера, ЕС находится “в плохом состоянии”, и главная причина этого — миграционный кризис. Для его решения глава Еврокомиссии предложил пересмотреть миграционную политику и распределить по странам ЕС в общей сложности 160 тыс. беженцев. Впрочем, долгосрочного решения проблемы в Брюсселе пока предложить не могут.

Как сообщил господин Юнкер, Еврокомиссия подготовила пакет новых мер по урегулированию миграционного кризиса. В частности, к ранее объявленным квотам на распределение по странам ЕС 40 тыс. беженцев теперь добавят “разнарядки” еще на 120 тыс. Так, Германии предлагают принять дополнительно 31,4 тыс. беженцев, Франции — 24 тыс., Испании — почти 15 тыс. Квоты распределяются в зависимости от населения и числа уже принятых беженцев, объема ВНП и уровня безработицы. В итоге республики Прибалтики, активно выступавшие против системы принудительного распределения, должны будут принять значительно меньшее число беженцев, чем страны “старой Европы”: Литва — дополнительно 800 человек, Эстония — 400 и Латвия — 500.

Кроме того, глава Еврокомиссии призвал пересмотреть Дублинские соглашения (в соответствии с которыми ответственность за беженца ложится на страну, в которую он въехал первой), укрепить охрану границ ЕС и составить список “безопасных” стран, жителям которых станет проще отказать в убежище. Это коснется, скорее всего, балканских государств, откуда в ЕС направляются тысячи “экономических беженцев”.

Кто и откуда бежит в Европу?

Списки стран-лидеров, жители которых чаще всего подают прошение об убежище, постоянно обновляются в зависимости от страны приема и от сезона. Например, в Италию через Средиземное море массово эмигрируют выходцы из Нигерии, Мали и Гамбии, в Венгрию — жители Косово, Афганистана и Сирии. В дальнюю дорогу или морское путешествие беженцам легче отправиться летом, короткие пешие маршруты можно осилить круглогодично.

В целом в топ-10 стабильно входят переселенцы из стран Азии — Сирии, Афганистана, Пакистана и Ирака, Африки — Эритреи, Нигерии, Гамбии и Мали, а также экономические беженцы из Косово и Сербии. Подробную статистику считает и обновляет европейское статистическое ведомство Eurostat. В целом среди кандидатов в беженцы большинство — мужчины моложе 35 лет. Многие семьи бегут вместе с детьми.

Наиболее кризисная ситуация — у выходцев из Сирии: по данным ООН, с 2011 года страну покинули 4 млн жителей. С момента начала украинского кризиса резко возросло число заявок и от граждан Украины, но, как признавался “Ъ” один из польских дипломатов, даже соседняя Польша убежища украинцам не предоставляет: «Это означало бы признать развал страны». Вместо этого Польша выдала гражданам Украины уже более 270 тыс. национальных виз.

«Мигранты» или «беженцы»?

Этот вопрос активно обсуждается и политиками, и журналистами. Несмотря на возможные негативные ассоциации, формально наиболее общим словом для всех переселенцев остается слово «мигрант» — как лицо, совершающее миграцию (согласно толковому словарю Ожегова, переселение, перемещение). Аналогичным образом определяет слово migrant классический Оксфордский словарь английского языка — как человека, «постоянно или временно переместившегося из одного места или страны в другое».

В свою очередь, слово «беженец» обычно подразумевает стремление получить соответствующий статус и защиту со стороны другого государства. Большинство стран мира, подписавших соответствующую конвенцию ООН 1951 года, признают беженцем того, кто покинул свою страну и не может пользоваться ее защитой из-за «опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений». При этом беженцев международное законодательство освобождает от ответственности за незаконное пересечение границ государства, так как они бегут от преследований. А вот те, кто пересекает границу нелегально и не получает убежища, попадают в категорию «нелегальных мигрантов»; их могут признать правонарушителями и арестовать или депортировать.

Формально единой миграционной политики у стран Евросоюза нет. Европейские институты могут предлагать единые меры и даже настаивать на них, но европейское законодательство не обязывает страны выполнять эти требования.

В начале лета Еврокомиссия предложила ввести систему распределения беженцев по странам ЕС, для начала 120 тыс. Однако на июньском саммите в Брюсселе лидеры стран не смогли прийти к консенсусу. По данным “Ъ”, дискуссия, затянувшаяся до рассвета, велась на повышенных тонах. За распределение ответственности за прибывающих на континент беженцев выступали Италия, Франция, Германия, Греция и Бельгия, против — страны Центральной Европы и Прибалтики, а также Великобритания. При этом, например, прибалтийским странам предлагалось принять менее тысячи беженцев, однако практика обязательного распределения была встречена в штыки. В итоге вопросы миграционной политики страны решают самостоятельно, тем более что проведение единой европейской миграционной политики крайне затратно для европейского бюджета.

Впрочем, на фоне обострения миграционного кризиса попытки скоординировать политику стран-участниц продолжаются. Так, новая система распределения квот была предложена главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером 9 сентября. Он призвал страны ЕС принять и распределить 160 тыс. беженцев, обеспечив их правом на работу.

Какие страны принимают больше всего беженцев?

Количество поданных за год в ЕС заявок об убежище увеличилось с 260 тыс. в 2010 году до 626 тыс. в 2014-м. Нет сомнения, что в этом году цифры будут выше: уже к концу лета власти ЕС сообщили о 500 тыс. новых заявок с начала 2015 года. В среднем по ЕС беженцем признают одного из трех заявителей — в зависимости от страны исхода и убедительности аргументации.

В 2014 году больше всего прошений было подано в Германии — 202 645. За ней со значительным отрывом следовали Швеция, Франция, Италия и Венгрия.

При этом формально кандидаты в беженцы обязаны подать заявку в той стране, через которую они въезжают в ЕС. На практике это означает, что многие добираются до желаемых стран, например, Германии или Швеции, нелегально, через другие страны, а там уже подают прошения о выдаче убежища. Незаконные переправы и переходы — источник дохода для криминальных структур, предлагающих «путевку в Европу» за суммы от €800 до €7 тыс. Для многих сотен человек этот путь, особенно через воды Средиземноморья, становится последним.

Почему большинство заявок на убежище подается в Германии?

Согласно европейскому законодательству, беженцам (а также кандидатам на получение такого статуса в ожидании рассмотрения заявки) обязаны обеспечить крышу над головой, не дать умереть с голоду и оказывать первую помощь. В зависимости от возможностей страны ЕС справляются с этими обязательствами по-разному.

В Германии, где по статистике выше процент одобренных заявок, кандидат на убежище, совершеннолетний и без семьи, получает на время рассмотрения заявки €143 в месяц. Кроме того, его обеспечивают местом в общежитии или лагере для беженцев, предметами первой необходимости и одеждой. Если заявка будет одобрена или рассмотрение ее затянется на несколько лет, размер ежемесячного пособия вырастет до €359 плюс компенсация стоимости жилья.

Аналогичную социальную защиту беженцы получают в Великобритании и Швеции, однако добраться туда сложнее. Согласно исследованию, проведенному в 2013 году Федеральным миграционным ведомством Германии, беженцев привлекают в ФРГ в том числе уже установленные контакты, например, с родными или общиной, демократический строй, система образования и здравоохранения, а также экономическая ситуация в стране.

В будущем году ФРГ планирует выделить на урегулирование ситуации с беженцами более €10 млрд — из федерального и региональных бюджетов.

Ссылка на основную публикацию