Экономическое развитие стран СНГ

Экономика стран СНГ

Экономика Азербайджана

Экономика Азербайджана составляет 2/3 ВВП всех стран Южного Кавказа. В период 2005-2008 гг. рост реального ВВП Азербайджанской Республики (АР) достиг самых высоких значений за все время после обретения республикой независимости, которые составляли в среднем 24,2% в год. Данный период характеризуются как «период экономического бума», когда Азербайджан был абсолютным мировым лидером по темпам роста экономики.

Экономика Армении

Экономика Армении является одной из наиболее динамично развивающихся на пространстве бывшего СССР. Данное государство можно охарактеризовать как индустриально-аграрное, поскольку развитию как промышленности, так и сельского хозяйства уделяется одинаково пристальное внимание.

Размер ВВП в рыночных ценах в 2015 году составил 5032089 млн драмов. Последние пятнадцать лет данный показатель неуклонно растет, в сравнении с 2001 годом увеличился более чем вчетверо.

Экономика Беларуси

Беларусь на протяжении многих лет демонстрирует устойчивый экономический рост, успехи в повышении уровня благосостояния людей и их социальной защищенности. Это подтверждается не только данными национальной статистики, но и авторитетных международных организаций.

Экономика Казахстана

Казахстанская экономика растет довольно динамичными темпами. За прошедшее десятилетие ВВП страны увеличился почти в 7 раз (с 17 млрд. долларов США до 115 млрд. долларов).

Экономика Кыргызстана

КыргызскаяРеспублика – аграрно-индустриальная страна. Сельское хозяйство – ведущая отрасль экономики, в которой создается около 40 % валовой добавленной стоимости и занято более половины трудоспособного населения. Доля сельскохозяйственных угодий составляет 53,9 % от общей территории республики. Основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство (выращивание зерна, хлопка, табака, масличных, плодоовощных и бахчевых культур). Развивается мясомолочное животноводство. Перспективной отраслью является овцеводство.

Экономика Молдовы

Согласно официальным данным в 2011 году валовый внутренний продукт вырос на 6,4%. Объем промышленного и сельскохозяйственного производства вырос соответственно на 7,4 и 4,6%. При этом размер инвестиций увеличился на 9,3%, грузооборот всех видов транспорта – на 11,6% и товарооборот – на 17,1%.

Экономика Российской Федерации

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2011 год Россия занимает 9-е место. Номинальный ВВП России за 2010 год составил 44,5 трлн. рублей, ВВП по ППС — $2,23 трлн. По номинальному ВВП на душу населения на 2010 год Россия занимает 54-е место по данным Международного валютного фонда. По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %

Экономика Таджикистана

Таджикистан — индустриально-аграрное государство. Таджикистан является одной из наиболее бедных стран мира и по основным макроэкономическим показателям отстает от других государств Центральной Азии.

Объем ВВП Таджикистана в 2010 г. составил более 5,6 млрд. долларов, что на 6,5% больше чем в 2009 году. В структуре ВВП по итогам 2010 года 47,9% составляет производство услуг, 41,6% — производство товаров и 10,5% — налоги. Уровень ВВП на душу населения — 2,19 тыс. долларов, 131-е место в мире (в 2010 году).

Экономика Туркменистана

Особенности туркменской экономики определяются несколькими факторами. Во-первых, это наличие больших запасов природных ресурсов. Во-вторых, страна имеет закрытый тип экономики: иностранные инвесторы допускаются лишь в сложные для добычи месторождения. В-третьих, Туркменистан географически замкнутое пространство: не имеет выходов к морю и окружено государствами, политическая ситуация в которых затрудняет продвижение туркменских углеводородов на мировой рынок. Нефть потребляется внутри страны. Основными отраслями промышленности являются добыча и переработка природного газа и нефти, электроэнергетика, текстильная отрасль и строительство.

Экономика Узбекистана

В структуре ВВП значителен вес сельского хозяйства — 38 %. 26 % приходится на промышленность, 36 % на сферу услуг. За 9 месяцев 2007 ВВП вырос на 9,8 %, страна занимает второе место в мире по экспорту хлопка.

Экономика Украины

Экономика Украины — 37-я экономика мира по размеру ВВП по ППС (2011). ВВП на душу населения 7800 долларов США (2011). Рост ВВП в 2011 году составляет 5,2 %. Долг Украины на 1 мая 2012 года составляет 36 % от ВВП (совокупный долг государства и бизнеса).

ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Развитие экономик стран СНГ в 2000-х гг. определялось двумя основными факторами.

С одной стороны, в условиях значительного восстановительного роста экономики после кризисных 1990-х гг. на фоне преобладающей низкой конкурентоспособности национальных производств произошло резкое увеличение импорта, прежде всего инвестиционных и потребительских товаров, из стран дальнего зарубежья. Суммарный ВВП стран СНГ вырос в реальном выражении в 1,9 раза в 2008 г. против 2000 г., тогда как объемы ввоза товаров из дальнего зарубежья увеличились по стоимости в 7,6 раза (внутрирегиональный импорт, без импорта РФ из СНГ, за тот же период увеличился в 4,7 раза, причем в основном за счет повышения цен на энергоносители и металлы). Поставки товаров из Китайской Народной Республики (КНР) в СНГ возросли в 2008 г. по сравнению с 2000 г. в 31,5 раза, в том числе к уровню 2004 г. — в 6,7 раза, а экспорт из 27 стран Европейского союза (ЕС-27) в 2008 г. против 2004 г. увеличился в 2,6 раза.

Сложилась ситуация, когда все большая часть потребностей государств Содружества в изделиях обрабатывающей промышленности, оборудовании, технологиях, товарах народного потребления стала покрываться за счет импорта из дальнего зарубежья, что превратилось в существенный фактор торможения интеграционных процессов и усиления центробежных тенденций в регионе.

С другой стороны, низкая конкурентоспособность большинства обрабатывающих производств на фоне растущих мировых цен на основные сырьевые товары и материалы привела к утяжелению структуры промышленности и экспорта стран СНГ, формированию их преимущественно сырьевой, низкотехнологичной международной специализации. Экспорт практически всех государств Содружества в той или иной пропорции состоит из энергоносителей, металлов, удобрений, различных видов промышленного и аграрного сырья. Характерно, что в экспорте наиболее промышленно развитых стран СНГ — Белоруссии и Украины — около 60 % приходится на минеральные продукты, металлы, базовые химикаты и удобрения (подробнее о товарной структуре экспорта стран СНГ в Приложении 4).

Фактически структуры экономик и экспорта стран Содружества в 2000-х гг.

В результате указанных процессов взаимная торговля стран СНГ развивалась в последние годы значительно медленнее, чем товарообмен с дальним зарубежьем. Ее удельный вес в их общем товарообороте (включая Россию) только за 2004-2008 гг. снизился с 27 % до 21,5 %, в том числе в импорте — с 38 % до 27 %. При этом доля торговли с третьими странами в общем товарообороте стран СНГ без России повысилась за тот же период с 59 % до 66 %, в том числе в экспорте — с 70 % до 76 %, в импорте — с 47 % до 54 %. Для сравнения: в 2008 г. удельный вес внутрирегиональной торговли для ЕС-27 достигал 65 %, для стран НАФТА (США, Канада, Мексика) — 40 %.

При общих высоких темпах восстановительного роста экономик стран СНГ в 2000-х гг. (причем для всех стран с очень низкой исходной базы) успешнее других развивались крупные нетто-экспортеры энергоносителей — Азербайджан, Казахстан, Туркмения. Беспрецедентное повышение цен на энергоносители позволило Азербайджану к 2008 г. увеличить ВВП в 3,5 раза по сравнению с 2000 г., Казахстану — в 2 раза, Туркмении — в 2,9 раза (подробнее о темпах роста ВВП стран СНГ в Приложении 5). Добыча нефти в Азербайджане в этот период выросла в 3,2 раза, газа — в 2,9 раза, в Казахстане — в 2,0 и 2,9 раза соответственно, добыча газа в Туркмении — в 1,6 раза (против 1998 г. — в 5,5 раза).

Несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста стран СНГ в текущем десятилетии, их финансовое положение в целом остается неустойчивым. В различные периоды отмечались значительные всплески инфляции, большинство стран имели хронический бюджетный дефицит и крупное отрицательное сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Причем большие величины дефицита текущего платежного баланса наблюдались не только у нетто-импортеров энергоносителей и стран с узкой экспортной базой, но также у нетто-экспортеров энергоресурсов (в связи с масштабными закупками нефтегазового оборудования и услуг в рамках совместных проектов, а также из-за чрезмерных внешних заимствований с короткими сроками платежей).

Мировой валютно-финансовый кризис разделил участников СНГ на две группы.

Первая группа — это нетто-экспортеры энергоносителей (Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Узбекистан), которые сильно пострадали от падения мировых цен на нефть, но сумели сравнительно быстро восстановиться за счет накопленных резервов и возобновившегося роста котировок на нефтяном рынке. Важно, что эти страны в меньшей степени зависят от состояния экономики России и других государств Содружества. В 2008 г. в экспорте Казахстана на СНГ приходилось лишь 16 % (27 % в 2000 г.), в экспорте Азербайджана — 3 % (13 %), поскольку практически все объемы энергоносителей — основного экспортного товара — направляются в дальнее зарубежье.

Вторая группа стран — нетто-импортеры энергоносителей, чей рост в последние годы подпитывался масштабным внешним кредитованием, благоприятной конъюнктурой на рынках многих видов неэнергетического сырья и промышленных полуфабрикатов, расширением рынков сбыта в России и увеличением трансферов от трудовых мигрантов, опять же из России. Кризис привел к существенному ослаблению перечисленных источников роста, что вызвало значительное общее ухудшение ситуации и деваль- вационные процессы в этих государствах: в Украине, Белоруссии, а также в странах СНГ — нетто-импортерах энергоносителей с низким уровнем доходов — Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистане.

Перспективы выхода из кризиса для последней группы стран достаточно неопределенные, поскольку связаны с проведением болезненных реформ, финансовой поддержкой политически и социально значимых, но неэффективных секторов и производств, сопряженной с ростом проблемных кредитов, получением внешних займов (подробнее об оценке и прогнозе динамики ВВП и сальдо по счету текущих операций платежного баланса стран СНГ в Приложении 6). Для данной группы важно понимать, за счет чего (кого) они будут выходить из кризиса, какова будет роль в этом процессе Международного валютного фонда (МВФ), других международных финансовых организаций и программ, финансовой поддержки и содействия развитию со стороны ведущих мировых и региональных держав, каковы могут быть требования доноров и уступки в их пользу.

Растущая международная и двусторонняя финансовая помощь наиболее сильно пострадавшим от кризиса странам Содружества способна ухудшать интеграционную перспективу, поскольку любые программы помощи концентрируют внимание на внутренних проблемах и подталкивают к большей внешней открытости в целях создания благоприятных условий доступа на рынок для международных инвесторов. Тем более, что в период кризиса возможно получение существенного дисконта при покупке активов. Надо также учитывать, что значительная часть внешней финансовой помощи СНГ носит «связанный» характер и обуславливается проведением определенной экономической политики, предоставлением тех или иных уступок/преференций странам-донорам, закупками у них оборудования, технологий и т.д.

В классификации страновых рисков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на которую ориентируются кредиторы и инвесторы по всему миру, страны СНГ (по состоянию на конец января 2010 г.) находятся на самых низких ступенях рейтинга. Из предусмотренных экспертами ОЭСР 8 степеней странового риска (0 — нет рисков, 7 — практически неприемлемые для кредиторов и инвесторов риски) пять государств Содружества — Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина — находятся на нижнем седьмом уровне, Армения, Грузия, Туркмения и Узбекистан — на предпоследнем шестом уровне, и только Азербайджан и Казахстан — на более или менее приемлемом пятом уровне (его также имеют Доминиканская Республика, Гватемала, Иордания и др.).

С учетом чрезмерно высоких, согласно международной классификации, рисков операций в странах СНГ, особенно в условиях кризиса, зарубежный бизнес заходит на соответствующие рынки при мощной и непосредственной поддержке государства. Тем самым общий контекст торгово-экономического сотрудничества все более политизируется.

Экономическое развитие стран СНГ

Понятие экономического развития

Основной целью существования экономической науки является поиск методов обеспечения стабильного роста и развития экономических систем в условиях ограниченности ресурсов. Эти системы могут быть образованы отдельными субъектами хозяйствования или их группами. Еще одной особенностью современных экономических структур можно назвать рыночную модель отношений, которая предполагает свободу экономических субъектов, обособленность их действий, а также стремление к индивидуальной выгоде.

Экономическое развитие представляет собой качественные изменения в структуре народного хозяйства, которые оказывают воздействие на все сферы жизни общества – социальную, культурную, производственную, научную и другие.

Экономические развитие и рост часто рассматривают в качестве схожих понятий. Однако, рост предполагает количественное изменение результатов хозяйственной деятельности субъекта или системы. А развитие создает новые свойства устоявшихся отношений и систем. Можно сказать, что развитие становится фундаментом экономического роста. В свою очередь рост создает благоприятные условия для совершения качественного скачка в развитии экономики.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В соответствии с уровнем экономического развития все страны делят на три группы. Основным источником информации является внутренний валовый продукт на душу населения, хотя понятие экономического развития намного шире и включает в себя большое количество элементов. Все страны делят на:

  1. Развивающиеся. Они базируются на развитой промышленности с элементами инноваций и постепенным развитием наукоемких отраслей.
  2. Слаборазвитые. Строятся на сельском хозяйстве, уровень жизни населения, а также уровень индустриализации достаточно низкие.
  3. Развитые. Являются передовыми по совокупным экономическим показателям и уровню жизни населения. Совершают переход к постиндустриальному обществу.

Развитые страны составляют количественное меньшинство, хотя формируют более половины общемирового дохода. Их экономическая сила позволяет им вмешиваться в геополитические события в мире.

Сущность Содружества Независимых Государств

СНГ или Содружество Независимых Государств представляет собой добровольное объединение стран-участниц Советского Союза. В него входят не все бывшие Республики. В основе сотрудничества лежит международный договор.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В 1991 году между странами РСФСР было утверждено соглашение о формировании СНГ. К этому времени СССР перестал существовать как геополитическая и юридическая единица. Путем заключения договора страны стремились экономические, политические, культурные, научные, военные и другие отношения. Соглашение изначально было утверждено Украиной, Белоруссией и Россией. Чуть позже к нему присоединились Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Туркмения и Таджикистан. Грузия, Литва, Латвия и Эстония от участия в союзе отказались.

Основным принципом соглашения было равноправие всех его участников. Так же утверждались следующие положения:

  1. Совместное командование вооруженными силами.
  2. Единство поведения относительно ядерного вооружения.
  3. Образование эффективного экономического пространства.

К 2011 году данный Союз перерос в зону свободной торговли для восьми стран-участниц. Он базируется на едином документе, объединившем все более ста документов, существовавших до этого.

Для того, чтобы страна могла стать участницей СНГ она должна разделять основные принципы и положения, прописанные в официальном уставном документе. Так же в Союз разрешается принимать ассоциированных участников, которые действуют только в отдельных сферах договорных отношений. Существуют и наблюдатели, которые могут присутствовать на заседаниях органов Содружества.

На текущий момент Украина, в связи с геополитическими событиями, отказалась от участия в СНГ. При этом сохраняет статус страны-учредителя данного межгосударственного образования.

Экономическое развитие СНГ

В основе Союза лежит суверенное равенство всех его участников, с сохранением их независимого статуса в международной деятельности. Само содружество не имеет национальных полномочий, единой валюты и не представляет из себя государство.

Главная цель СНГ – обеспечение сотрудничества в экономической, политической, экологической, производственной и других областях общественной жизни стран-участниц. Сюда же относят создание единого экономического пространство и совместные усилия над его экономическим развитием. Страны оказывают взаимную правовую помощь, поддерживают свободы личности, стремятся к мирному урегулированию возникающих споров.

Задачами СНГ на современном этапе являются:

  • взаимодействие в экономической сфере;
  • формирование единой таможенной политики;
  • совместное развитие транспортной сети и связи;
  • обеспечение должного уровня экологической безопасности;
  • борьба с криминалом;
  • сотрудничество в сфере оборонного комплекса и обеспечения защиты территориальных границ и интересов.

Главным прорывом в экономическом развитии СНГ стало формирование единого экономического пространства. Для облегчения хозяйственного взаимодействия так же был сформирован Таможенный Союз и Евразийское экономическое сообщество. Определяющим звеном СНГ на текущий момент является Россия. Она способствует интеграции СНГ в международную экономическую систему, а также обеспечивает инвестиционными средства экономики других стран-участниц.

Тенденции в экономическом развитии СНГ сохраняются в неравномерности роста всех стран-участниц, при условии взаимозависимости и дополняемости. В части развития сельского хозяйства объединение стран показало, что индивидуальное создание продукции данной сферы является более затратным. Объем выпуска сельскохозяйственной продукции падает.

Снижается интенсивность сотрудничества в сфере энергоносителей. Большинство стран-участниц не выполняет долговые обязательства по оплате поставок сырья, поэтому тарифы на газ и нефть со стороны России для них пересматриваются. Так же экспорт энергоносителей переориентируется на страны Европы, Азии и Ближнего Востока.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Экономика стран СНГ: 25 лет спустя

Ровно 25 лет назад, после неудавшегося путча, начался парад суверенитетов. Первой была Украина (24 августа), затем Молдова (27 августа), Кыргызстан и Узбекистан (31 августа). К этому моменту о независимости уже заявили прибалтийские республики и Грузия. Попытка вдохнуть жизнь в СССР только подстегнула его распад. Мало кто тогда осознавал, насколько далеко друг от друга будут отделены бывшие братские республики и по цивилизационному выбору, и по экономическим показателям. Оглядываясь назад, многие советские граждане как минимум засомневались бы сейчас в своем выборе, зная, какие потери их ждут. Однако история не терпит сослагательного наклонения, а 25 лет – достаточный срок для выводов. Из уважения к советскому прошлому данные показаны в разрезе пятилеток.

ВВП на душу населения

Лидеры роста – прежде всего экспортеры энергоресурсов (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан), а также транзитная и промышленно развитая Беларусь. В целом, динамика показателя определялась уровнем падения в первые годы после обретения независимости. Сильнее всего «просели» Россия и Украина. Сохранили потенциал Беларусь и Казахстан. Хуже всего ситуация у Украины – ее уровень ВВП на душу населения по паритету в 2016 году превышал начальный всего на 33%. В то время как в других странах он в среднем вырос более чем втрое.

Доля мирового ВВП

Динамика показателя в целом по СНГ определяется падением в наибольшей экономике — России, Украина и Молдова на последних местах (30% и 50% от начальной доли мирового ВВП). В связи с низкой базой наилучшую динамику демонстрируют Туркменистан, Армения, Азербайджан и Узбекистан. Можно сделать осторожный вывод, что не будь развала Союза, сопровождавшегося разрывом экономических связей между наиболее технологически развитыми республиками (Россией и Украиной), СНГ бы не потерял столько времени и экономического потенциала.

Инфляция

В целом страны обуздали высокие цены и сейчас большинство удерживает умеренную инфляцию на уровне однознаковых чисел. В 2016 году хуже всего ситуация в Украине, только-только прошедшей инфляционный пик и Азербайджане, активно к этому пику подбирающемуся.

Демография

Очень показательная наблюдается картина по численности населения. Четко видно «ножницы»: преимущественно православные страны имеют отрицательный прирост населения (хуже всего в Грузии, Украине и Молдове), а мусульманские – динамичный положительный рост (Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизстан).

Безработица

Наиболее успешными в стимулировании занятости были Казахстан и Молдова, где безработица сократилась с 13 до 5% (по методологии МОТ). Хорошая динамика в России (снижение с 10 до 7%). Наивысший уровень безработицы – в Грузии и Армении (13 и 18% в 2016 году). В новом тысячелетии Беларусь традиционно удерживает безработицу ниже 2%.

Дифференциация по доходам

В целом, положение беднейших улучшилось, но существенного прорыва не наблюдается наиболее устойчиво доходы 20% наибеднейших росли в Казахстане, Армении, Украине и Молдове. В целом, растут доходы самых богатых и бедных, средний класс в темпе роста доходов отстает.

ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ

Этапы развития Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

В зависимости как строят государства бывшего СССР свои отношения с Россией, в СНГ можно выделить несколько групп государств. К государствам, которые в краткосрочном и среднесрочном плане критически зависят от внешней помощи, прежде всего российской, относятся Армения, Белоруссия и Таджикистан. Вторую группу образуют Казахстан, Киргизстан, Молдова и Украина, которые также существенно зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большой сбалансированностью внешне-экономических связей. В третью группу государств чья экономическая зависимость от связей с Россией заметно слабее и продолжает снижаться, входят Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, последний представляет особый случай, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории [16].

Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Первый этап развития СНГ в 1991-1992 гг. характеризовался молниеносным распадом СССР, эйфорией независимости и национализацией республиками бывшего СССР. Былой союзной собственности. Почти все новые суверенные государства проявили стремление самостоятельно выйти на мировой рынок.

Масштабные реинтеграционные проекты оставались на бумаге. Длительное время в официальных заявлениях по существу желаемое выдавалось за действительное. Нередко договоренности об углублении сотрудничества сопровождались противоречащими им действиями.

На втором этапе (1993 г.) остро проявились последствия разрыва прежних хозяйственных связей, которые стали одной из главных причин резкого спада производства и инвестиционной активности, падения жизненного уровня населения. На этом этапе некоторые суверенные государства в целях облегчения экономического положения попытались продлить роль России как поставщика дешевых энергоресурсов и сырья, как источник дотаций и кредитов. В ответ Россия ужесточила политику отстаивания своих экономических ресурсов, разделив безналичное и наличное денежное обращение, сделала более жестким контроль над выдачей кредитов, приблизила цены на экспортируемые товары к уровню мировых. В этих условиях пришло понимание необходимости строить экономические отношения в СНГ на рыночной основе, на соблюдении баланса интересов, по принципу экономической целесообразности.

Третий этап (1994-1995 гг.) начался с подписания 24 сентября 1998 года Договора о создании Экономического Союза, провозгласившего в качестве конечной цели добровольное воссоздание на принципиально новых рыночных основах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, капитал и рабочая сила. Начался интенсивный совместный поиск скорейшего выхода из экономического кризиса. Сначала была предпринята попытка, впрочем, безуспешная, создания единой рублевой зоны. Затем были приняты десятки и сотни других интеграционных документов.

Важным событием явилось и заключение Россией, Белоруссией и Казахстаном тройственного таможенного союза.

Экономики СНГ в мировой табели о рангах

Авторитетное финансовое издание Global Finance опубликовало список богатейших и беднейших стран мира, составленный на основе данных Международного валютного фонда. Рейтинг позволяет составить представление о том, какого прогресса сумели достичь республики бывшего СССР за 25 лет, прошедшие после распада союза, и насколько теперь отличаются их экономики.

В качестве основного показателя Global Finance, следуя устоявшейся международной практике, использует данные по размеру валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, исчисленные по паритетам покупательной способности валют (ППС). В отличие от номинального ВВП, который отражает объем экономики в текущих ценах и зависит от колебаний курсов национальных валют, ВВП по ППС дает более адекватную картину, учитывающую стоимость товаров и услуг внутри страны. В расчете на душу населения этот показатель служит достаточно достоверным индикатором общего уровня экономического развития страны. Вместе с тем он не полностью отражает реальный уровень жизни, для которого используются другие показатели (уровень доходов, потребления, обеспеченность жильем и т.п.).

Все республики бывшего СССР, входящие в СНГ (учтем здесь и Грузию, входившую в Содружество до 2009 г.), по уровню подушевого долларового ВВП, исчисленного по ППС, можно разделить на четыре группы. К первой из них относятся страны с ВВП на душу населения в размере более 20 тыс. долларов США, ко второй – от 10 до 20 тыс., к третьей – от 10 тыс. до 5 тыс., а к четвертой – менее 5 тыс. Как и любая другая классификация, она является условной и не учитывает, в частности, различия внутри одной группы, где могут оказаться государства с очень разным уровнем развития, и уже тем более не отражает такие критически важные показатели, как отраслевая структура экономики, структура экспорта, производство товаров с высокой добавленной стоимостью и т.п. Тем не менее такая классификация дает общее представление о том, какое место на сегодняшний день занимают постсоветские государства в мировой экономической табели о рангах и насколько велики различия между ними по уровню развития экономики.

В первую группу стран входят лидирующие по уровню подушевого ВВП Россия (26 109 долл.) и Казахстан (25 669). Ко второй группе относятся Азербайджан (17 688), Белоруссия (17 496), Туркмения (17 347) и Грузия (10 099), к третьей – Армения (8 881), Украина (8 229), Узбекистан (6 452) и Молдавия (5 217), к четвертой – Киргизия (3 467) и Таджикистан (2 982). В этой классификации можно заметить следующую закономерность: более высокий уровень подушевого ВВП имеют государства, экономика которых основана на экспорте углеводородов. Не является исключением в этом плане даже Белоруссия, львиную долю экспорта которой составляет продукция Мозырского и Новополоцкого НПЗ, работающих на российской нефти.

Среди 189 стран мира, включенных в рейтинг Global Finance, по уровню подушевого долларового ВВП Россия и Казахстан занимают соответственно 52-е и 54-е места, Азербайджан, Белоруссия и Туркмения – 72, 73 и 74-е, Грузия – 108-е, Армения и Украина – 114-е и 116-е, Узбекистан – 127-е, Молдавия – 136-е, Киргизия – 148-е, а замыкающий список Таджикистан – 157-е место. К слову, первые места в этом списке занимают отнюдь не лидирующие по общему объему экономики США, Китай, Германия, Япония и Великобритания, что связано с высокой численностью их населения, особенно заметной в случае со Штатами и КНР. В пятерку лидеров входят Катар, Люксембург, Словения, Сингапур и Бруней. США же занимают лишь 13-е место, Германия – 19-е, Великобритания – 27-е, а Япония – 30-е. В пятерку аутсайдеров входят исключительно страны Африки южнее Сахары – Нигер, Либерия, Бурунди, Демократическая Республика Конго и Центрально-Африканская Республика.

Для того чтобы осознать место, занимаемое республиками бывшего СССР в мировой экономической табели о рангах, стоит сопоставить их подушевой ВВП с другими странами мира. Результаты этого сравнения весьма любопытны. Так, входящие в первую группу Россия и Казахстан имеют подушевой ВВП, сопоставимый с Португалией, Малайзией, Венгрией и Грецией, которые по меркам Запада можно отнести к государствам со средним уровнем развития. Страны второй группы, включая союзную России Белоруссию, а также богатые нефтью и газом Азербайджан и Туркмению, по уровню экономического развития сопоставимы с Ираном, Черногорией и Таиландом, опережая при этом Китай. Третья группа постсоветских государств очень разнородна. Армения и Украина по уровню подушевого ВВП сравнимы с Марокко, Белизом, Бутаном и Гватемалой, Узбекистан – с Индией, Вьетнамом и Мьянмой, а Молдова – с Никарагуа, Гондурасом и Пакистаном. Экономики стран четвертой группы сопоставимы главным образом с государствами Черной Африки. Так, Киргизия по размеру подушевого ВВП соответствует уровню Папуа Новой Гвинеи, Джибути и Кении, а Таджикистан – Микронезии, Вануату и Чада.

Важно понимать, что подушевой ВВП, рассчитанный по покупательной силе валют, является адекватным, но условным показателем, поскольку в «обычной» жизни его не существует. Если взять номинальный подушевой ВВП, исчисляемый по текущим ценам, картина будет совсем другой. По данным МВФ, в пятерку лидеров по нему за 2015 г. входят Люксембург, Швейцария, Катар, Норвегия и США. Китай по номинальному подушевому ВВП занимает, опять-таки из-за численности населения, только 32-е место в мире. Казахстан по этому показателю в 2015 г. занял 61-е место и опередил Россию, которая из-за резкого падения рубля опустилась на 66-е место. Туркмения, Азербайджан и Белоруссия заняли соответственно 79, 80 и 81-е места, Грузия и Армения – 116, 117-е, Узбекистан – 133-е, а Украина – только 134-е. Тот факт, что за два постмайданных года она скатилась ниже всех закавказских и большинства среднеазиатских республик бывшего СССР, особенно показателен. К беднейшим странам СНГ относятся Молдавия, Киргизия и Таджикистан, занимающие 140, 153 и 160-е места.

Еще более значительными являются различия по абсолютному размеру ВВП, который также может измеряться как номинальный и по покупательной силе валют. По данным МВФ за 2015 г., в пятерку лидеров по номинальному объему ВВП входят США, Китай, Япония, Германия и Великобритания. Россия при этом занимает 12-е место, Казахстан – 53-е, Украина, которая на момент распада СССР входила в десятку промышленно развитых стран мира – 63-е, Узбекистан – 69-е, Белоруссия и Азербайджан – 75 и 76-е, Туркмения – 93-е, Грузия – 116-е, Армения – 130-е, Таджикистан – 140-е, а Киргизия – 143-е. При пересчете данных по покупательной силе валют картина заметно меняется, но в основном для верхней части списка. Мировым экономическим лидером будет уже Китай, а США займут второе место. Из пятерки лидеров выпадет Великобритания, которая переместится с 5-го сразу на 9-е место. Зато в число лидирующих по объему ВВП стран мира войдет Индия, которая сразу же займет 3-е место. Заметно повысится и вес России, которая становится шестой экономикой мира, опережая Бразилию, Британию, Францию и Италию. Более высокими окажутся также позиции Казахстана и Украины, которые займут 42-е и 49-е места.

Главной особенностью интеграционных процессов в ЕАЭС, отчетливо заметной на этом фоне, является то, что объединенные в рамках Союза экономики относятся к совершенно разным весовым категориям, причем как по абсолютному, так и относительному размеру ВВП. Если взять деление государств ЕАЭС на основе их подушевого ВВП (по ППС) на четыре группы, то Россия и Казахстан принадлежат к первой из них, Белоруссия – ко второй, Армения – к третьей, а Киргизия – к четвертой. По абсолютному размеру ВВП безусловным лидером является Россия, на которую приходится более 80% всей экономики ЕАЭС, за ней следуют Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.

В наличии безусловного лидера в лице РФ заключается принципиальное отличие евразийской интеграции от европейской, где изначально объединялась группа стран с более или менее схожим уровнем развития экономики. Причем присоединение к ЕС после распада Совета экономической взаимопомощи и СССР значительно менее развитых восточноевропейских стран стало одной из причин кризиса Евросоюза, преодолеть который он не может до сих пор. ЕАЭС следует извлечь из этой «разновесовой» интеграции уроки с тем, чтобы чужих ошибок не повторять.

Страны Содружества выработают Стратегию экономического развития СНГ до 2030 года

23 Декабрь 2018 23:51 834

Руслан Даленов: Расходы на имиджевые мероприятия сократят на 30 млрд тенге

Казахстанцев могут обязать декларировать растения и животных

Пенсионные активы казахстанцев инвестируют в низкодоходные активы – эксперт

Овцеводство – большая перспектива для экспорта?

Китайский коронавирус: как обезопасить себя, и когда появится вакцина?

Скончался второй пилот разбившегося под Алматы самолета Bek Air

Всеобщее декларирование, неучтенные детали

Вернувшемуся из Гонконга алматинцу поставлен диагноз «грипп», пациент взят под наблюдение

Казахстан станет первым зарубежным государством, которое посетит новый премьер РФ

Ситуация с коронавирусом – это не эпидемия

В отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве 20 декабря 2018 года начала работу Рабочая группа по подготовке проекта Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, сообщает официальный сайт Исполкома СНГ.

Сообщается, что в заседании приняли участие представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, а также сотрудники Исполкома СНГ.

В ходе заседания рассмотрена и принята к сведению структура проекта Стратегии.

Данная структура проекта Стратегии будет направлена в правительства государств-участников СНГ на согласование.

Подготовить и направить в Исполком СНГ проект первых четырех разделов Стратегии поручено Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации.

Проект первых четырех разделов Стратегии будет рассмотрен на очередном заседании Рабочей группы в феврале 2019 года.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Алихан Смаилов обсудил с послом США в РК вопросы развития экономического сотрудничества

31 Октябрь 2019 23:32 1201

Первый заместитель Премьер-министра РК – министр финансов РК Алихан Смаилов встретился с чрезвычайным и полномочным послом США в Казахстане Уильямом Мозером, сообщает пресс-служба Министерства финансов РК.

Алихан Смаилов и Уильям Мозер высоко оценили развитие казахстанско-американских отношений, которые по итогам встречи Елбасы Нурсултана Назарбаева с Президентом США Дональдом Трампом в Вашингтоне в 2018 году были повышены на качественно новый уровень расширенного стратегического партнерства.

Кроме того, министр финансов отметил встречи Президента РК Касым-Жомарта Токаева с политическими, экспертными и деловыми кругами США в рамках его участия в работе Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Стороны обсудили темпы развития торгово-экономического и инвестиционного партнерства двух государств, отметив значительный прирост показателей в этих сферах за последние два года. Обменялись мнениями по вопросам развития финансовой системы Казахстана в условиях текущей мировой конъюнктуры, в том числе модернизации налоговой системы, снижению ненефтяного дефицита и объемов трансфертов из Национального фонда, а также по развитию системы государственных закупок.

Алихан Смаилов отметил эффективное взаимодействие правительств двух государств по защите казахстанских интересов в условиях санкционной политики США. Стороны подчеркнули готовность продолжать регулярные консультации в этой сфере. Также собеседники согласились, что снятие действия поправки «Джексона-Вэника» с Казахстана будет способствовать дальнейшему укреплению экономических связей между Казахстаном и США.

Казахстан и Сингапур увеличили взаимный торговый оборот за год в 5,5 раза

10 Декабрь 2018 20:20 556

В январе-сентябре 2018 года двусторонний торговый оборот составил 402,9 млн. долл. США, что в 5,5 раз выше уровня аналогичного периода 2017 года. Объем экспорта из Казахстана вырос в 8 раз и составил 372,6 млн. долларов США за этот же период. Об этом сообщил в понедельник, 10 декабря, Посол Казахстана в Сингапуре и в Новой Зеландии Усен Сулеймен на брифинге в Астане.

Дипломат отметил, что страны поддерживают взаимные инициативы на международной арене и разделяют подходы к наиболее актуальным международным проблемам.

Он напомнил, о рабочем визите Премьер-Министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева в Сингапур в конце ноября текущего года, результатом которого стало подписание межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, об установлении безвизового режима для обладателей дипломатических и служебных паспортов, а также иных документов, призванных активизировать сотрудничество между Казахстаном и Сингапуром в сферах ИКТ и финансовых технологий, строительства, образования, нефтегазохимической отрасли и пищевой промышленности.

Подводя итоги состояния и перспектив сотрудничества между Казахстаном и Сингапуром, У. Сулеймен подчеркнул, что отношения между странами переживают период взлета и Сингапур открыт для взаимодействия в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах.

1.2 Экономическое развитие стран снг на современном этапе

Государства Содружества в начале XXI века значительно различаются по структуре экономики и уровню ее развития. Россия, Украина, Беларусь и в определенной мере Казахстан, имеют достаточно развитые национальные хозяйства с высокой долей обрабатывающей, в том числе машиностроительной промышленности, диверсифицированную отраслевую структуру производства. Другие страны СНГ можно отнести к развивающимся. Они характеризуются в целом аграрно-сырьевой структурой экономики (с высокой долей производства сельскохозяйственного и минерального сырья), низким уровнем развития промышленности. При этом следует отметить весьма невысокие места в различных международных рейтингах всех стран СНГ. Так, в рейтинге Глобальной конкурентоспособности 2012–2013 гг. наивысшее место из всех стран Содружества у Казахстана — 51-е (Россия на 66-м), в рейтинге Doing Business 2013 — Казахстан на 49-м, Беларусь на 58-м, а Россия только на 112-м месте (из 185 стран). [1, с.11]

Экономика в Республике Беларусь строится на принципах социально-ориентированной, рыночной модели. В стране развиты энергетика, машиностроение, сельское хозяйство, химическая и лесная промышленность, строительство, производство стройматериалов и добывающая промышленность. [7, с.87]

Россия относится к категории аграрно-индустриальных стран. Российская экономика шестая среди стран мира по объёму ВВП. Объём ВВП по ППС за 2012—2013 гг., по данным Всемирного банка, вырос на 7 % и составил $3,461 трлн.

По данным Всемирного банка, ВВП России на душу населения по ППС в 2013 году составил $24120, по этому показателю Россия входит число 50 лучших стран мира, опережая все республики СНГ.

Отраслевая структура ВВП России (по данным за 2013 год): [1, с.25]

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство — 3,6 %

Добыча полезных ископаемых — 9,1 %

Обрабатывающая промышленность — 13,6 %

Транспорт и связь — 7,5 %

Образование и здравоохранение — 5,7 %

Финансы и услуги — 14,0 %

Госуправление и военная безопасность — 5,0 %

Налоги на продукты — 15,1 %

Казахстан — индустриальная страна. Основным источником экономического роста является добыча нефти полезных ископаемых, хотя в последнее время существенно увеличилась роль потребительского спроса на внутреннем рынке страны. Республика является крупнейшей экономикой Центральной Азии. С 2010 года республика является активным членом таможенного союза ЕврАзЭС.

Экономика Украины — 111-я экономика мира по размеру ВВП на душу населения — 3 862 долларов (2013г.). Рост ВВП в 2013 году составил 3 %, в первом полугодии 2014 года — увеличилось на 5,8 % (без учёта Крыма). Общий государственный долг Украины на 31 декабря 2013 года уменьшился 12,5 млрд долларов (40,6 % от ВВП 2013 года), на 30.06.2014 — до $56,844 млрд. [1, с.26]

По добыче железной и марганцевой руд, каменного угля, производству стали, серной кислоты, минеральных удобрений, электроэнергии, цемента, зерна, выращиванию сахарной свеклы, подсолнечника и картофеля Украина относится к ведущим производителям мира. [1, с.54]

Всё сказанное позволяет сделать вывод: Россия, Украина, Беларусь и в определенной мере Казахстан, имеют достаточно развитые национальные хозяйства с высокой долей обрабатывающей, в том числе машиностроительной промышленности. Другие страны СНГ можно отнести к развивающимся.

Экономика в Республике Беларусь строится на принципах социально-ориентированной, рыночной модели. Россия относится к категории аграрно-индустриальных стран. Россия относится к категории аграрно-индустриальных стран. Казахстан — индустриальная страна.

По добыче железной и марганцевой руд, каменного угля, производству стали, серной кислоты, электроэнергии, цемента, зерна, выращиванию сахарной свеклы, подсолнечника и картофеля Украина относится к ведущим производителям мира.

Экономическое развитие СНГ — стратегия 2020

Несмотря на все трудности роста, СНГ успешно функционирует на мировой арене. Содружество Независимых Государств — СНГ создано в 1991 году на развалинах СССР. Республики Союза превратились в новые независимые государства, создавшие СНГ, которое является одним из новейших, действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, чьё развитие лежит в русле важнейших мировых тенденций — глобализации и регионализации.

Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами — участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и

13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств — участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2010 году в СНГ было произведено 3,7 % мирового валового продукта, а экспорт товаров из государств — участников СНГ составлял 4,1 % общемирового показателя.Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств — участников СНГ.

Одним из главных результатов совместной экономической деятельности за период существования СНГ является повышение заинтересованности в дальнейшем развитии производственных и торгово- экономических отношений всех стран — участников Содружества.

Результаты социально-экономического развития государств — участников СНГ в прошедшем десятилетии свидетельствуют о переходе их экономики к периоду системного роста. К сожалению, мировой финансовый кризис негативно повлиял на динамику экономического роста, но уже в 2011 году, по оценкам экспертов, процесс стабилизируется.

К позитивным результатам экономического сотрудничества следует отнести укрепление национальной экономики, проведение значительных социально-экономических преобразований в условиях переходной экономики, создание правовых условий для свободного перемещения граждан на пространстве СНГ, вступление государств, исходя из своих национальных интересов, в широкую систему международных экономических отношений.

Эти результаты в значительной мере достигнуты за счет восстановления и развития экономических связей, функционирования зоны свободной торговли и безвизового режима между большинством государств — участников СНГ, установления правил трудовой миграции, расширения взаимных инвестиций. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях, способствует установлению прямых экономических связей в производстве продукции и сфере услуг.

Вместе с тем ряд проблем в течение прошедших лет не получил приемлемого разрешения для всех государств — участников СНГ.В рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низки затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда взаимосогласованных институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.

На развитие экономического взаимодействия государств — участников СНГ негативно влияют многие факторы:

  • — различие по экономическому потенциалу, структуре экономики, уровню экономического развития и благосостояния населения;
  • — различия в характере и масштабах рыночных преобразований;
  • — разноскоростной характер интеграционных процессов;
  • — невыполнение рядом государств отдельных принятых в рамках СНГ обязательств.
  • — высокий уровень энерго- и материалоемкости производства;
  • — критический износ основных фондов, в первую очередь в базовых отраслях экономики;
  • — большая доля транспортной составляющей в стоимости товаров, что резко снижает их конкурентоспособность;
  • — наличие значительной доли теневой экономики;
  • — сложившаяся товарная структура внешней торговли, в которой доля минерального топлива и сырья в среднем по государствам — участникам СНГ составляет более половины общего объема экспорта.

Роль и место государств — участников СНГ в мировой экономике диктуют необходимость совместного решения проблемы экономического роста и достижения заявленных при образовании Содружества Независимых Государств стратегических целей. Промышленный потенциал государств — участников СНГ, в первую очередь высокотехнологичных отраслей, не может устойчиво развиваться без опоры на взаимные кооперационные поставки и рынки сбыта. Поступательное динамичное развитие производственного и торгового сотрудничества позволит государствам — участникам СНГ получить стратегический экономический эффект.

Глава 19. Развитие Содружества Независимых государств

Глава 19. Развитие Содружества Независимых государств

Содружество Независимых Государств – крупнейшее объединение на постсоветском пространстве, существующее в настоящее время. Распад СССР обусловил разрыв хозяйственных связей и разрушил огромный рынок, в который были интегрированы национальные экономики союзных республик. Развал единого народнохозяйственного комплекса некогда великой державы привел к утрате экономического и социального единства. Экономические реформы сопровождались глубоким спадом производства и снижением уровня жизни населения. СНГ стало необходимой формой интеграции новых суверенных государств.

Участники СНГ имеют разную степень подготовленности и разные подходы к проведению радикальных экономических преобразований, они стремятся найти собственный путь развития. Каждое государство самостоятельно, исходя из приоритетов внутренней политики и международных обязательств, определяет форму и масштабы участия в Содружестве, в работе его органов с тем, чтобы максимально использовать это участие для укрепления своих геополитических и экономических позиций.

Об интеграции между странами Содружества стали говорить в первые месяцы после распада Советского Союза. И не случайно, ведь экономика советской империи строилась на планово-административных связях производств и отраслей, на узкопрофильном разделении труда и специализации республик. После распада Советского Союза и возникновения на его территории новых государств, по сути, начался процесс их реинтеграции, но уже в формате международных отношений, опирающихся на рыночные принципы. В мировой практике нет аналогов подобной ситуации, когда после разрушения единого хозяйственного комплекса предпринимается попытка объединить его части экономически, политически и в сфере военного сотрудничества.

В 90-х годах состоялись коренные изменения форм и методов сотрудничества между республиками. Сложились предпосылки для дальнейшей интеграции молодых стран. В итоге 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года, в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств присоединились к этому соглашению. В подписанном протоколе было подчеркнуто, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. 22 января 1993 года в Минске, на саммите СНГ, был принят устав Содружества. Украине его не подписала, оставаясь только учредителем СНГ. Туркменистан на саммите в Казани 26 августа 2005 года заявил о том, что будет участвовать в Содружестве только в качестве ассоциированного члена.

В настоящее время существует более 50 межгосударственных, межправительственных и консультативных органов СНГ. Все они сгруппированы в четыре основных блока:

высшие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств;

блок иностранных дел и безопасности: Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Совет коллективной безопасности;

исполнительные и законодательные органы: Исполнительный секретариат, действующий на постоянной основе, Межпарламентская ассамблея (консультативный орган);

экономические органы: Межгосударственный экономический комитет, Межгосударственный банк, Межгосударственный статистический комитет.

Создавая Содружество Независимых Государств, главы государств-учредителей исходили из следующих соображений. Во-первых, все республики бывшего Советского Союза уже находились на таком уровне экономического содружества и единства регулирования, что при независимом существовании остро встала проблема утраты межреспубликанских связей. Во-вторых, страны постсоветского пространства связаны единой сетью коммуникаций. В-третьих, в массы коренного населения глубоко проникли представители других национальностей – выходцы из других республик.

Из-за своей доминирующей роли в регионе и прошлого сверхдержавы Россия активно продвигает на постсоветском пространстве политику защиты своих интересов. Роль России в мировой экономике может заметно возрасти, если интеграция в рамках СНГ станет реальностью. Действительно, страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Совокупный ВВП по паритету покупательной способности составляет 4,5% от ВВП всех стран мира. СНГ занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Страны Содружества в силу своего географического положения располагают серьезным транзитным потенциалом, и эти транспортно-коммуникационные системы играют важную роль в мировых транспортных связях.

Использовать важнейшие конкурентные преимущества – общая задача стран СНГ, обозначенная в Стратегии экономического развития Содружества на период до 2020 года. Однако эти преимущества используются нерационально, а процессы интеграции как способа совместного хозяйствования наталкиваются на стремление правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.

Главное препятствие успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, поэтому и результаты интеграции противоречивы: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не выполнялись. СНГ продолжает действовать до сих пор, однако на протяжении всего срока своего существования оно не доказало эффективности ни в экономическом, ни в военно-политическом плане. Организация оказалась аморфной и рыхлой, не справляющейся со своими задачами.

О кризисе Содружества говорил бывший украинский президент л. Кучма в беседе с российскими журналистами: «На уровне же СНГ мы часто собираемся, говорим, что-то подписываем, потом разъезжаемся – и все забыли… Если нет общих экономических интересов, для чего это нужно? Остается одна вывеска, за которой мало что есть. Посмотрите, нет ни одного политического или экономического решения, которое принято бы на высоком уровне СНГ и оно было бы претворено в жизнь».

На первых порах СНГ, безусловно, сыграло позитивную историческую роль. Во многом именно благодаря ему удалось предотвратить неконтролируемый распад сверхдержавы, локализовать межнациональные вооруженные конфликты и, в конечном счете, добиться прекращения огня, открывая возможность для мирных переговоров. Критика неэффективной работы СНГ все громче звучит в последние годы. У части правящих кругов новых государств до сих пор сохранились расчеты на получение выгоды от дистанцирования от России.

Окончательный результат баланса интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран – членов СНГ, осознания народами важности сближения и других факторов как в рамках Содружества, так и за его пределами. Новая модель интеграции стран СНГ должна строиться на принципах экономического прагматизма и развития экономических связей, необходимых для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов и формирования транснациональных деловых структур (финансово-промышленных групп, объединений, корпораций, совместных предприятий).

Ссылка на основную публикацию