Коррупция во Франции

Франция: борьба с коррупцией на фоне скандалов

Президент Эммануэль Макрон стал президентом Франции, поставив во главу угла антикоррупционную кампанию. Однако начало его правления омрачилось скандалами, связанными с обвинениями в коррупции в отношении крупных фигур в его окружении.

Правление Макрона началось с антикоррупционных скандалов

Глава оборонного ведомства Франции Сильви Гулар покинула должность 20 июня, менее чем через месяц после назначения. Она объявила об уходе в отставку на фоне возбужденного во Франции расследования утверждений о том, что ее центристская политическая сила – Демократическое движение (MoDem) – платила партийным работникам из средств ЕС. В прошлом Гулар была депутатом Европарламента. В связи с отставкой Сильви Гулар сделала заявление. Настрой президента на то, чтобы восстановить народное доверие к государственным институтам, “должен преобладать над любыми личными соображениями”, – заявила, в частности, уже бывшая глава оборонного ведомства. При этом она добавила, что намерена доказать свою невиновность.

До этого, 19 июня один из ближайших союзников президента Ришар Ферран объявил, что уходит из правительства. Поводом стали сообщения о том, что он, занимая ранее должность главы медицинского страхового фонда, воспользовался служебным положением и приложил руку к тому, чтобы его жена заключила выгодную сделку с недвижимостью.

Отметим, что на фоне скандалов Макрон обнародовал законопроект об очистке политической жизни, которым предусматривается, в частности, введение запрета для политиков принимать на работу членов их семей, запрет в течение 10 лет занимать государственные должности политикам, осужденным за коррупционные преступления. Авторы законопроекта предлагают также начать реформы в системе финансирования политических партий.

Антикоррупционные столпы

Функции борьбы с расточительством и казнокрадством чиновников во Франции традиционно занимались Госсовет, Счётная палата и Генеральная инспекция финансов. Однако для полноценной борьбы со взяточничеством необходимо было либо изменить функции этих структур, либо создавать новые.

В результате, начиная с 90-х годов, были созданы четыре государственных организации, ответственных за противодействие коррупционной деятельности: центральный орган по противодействию коррупции, учреждение по борьбе с отмыванием денег, комиссия по этике, контрольная инспекция.

Центральный орган по противодействию коррупции был создан в 1993 году. Он оказывает содействие судам по расследованию коррупционных дел. Следователи и судьи имеют возможность направить запросы в ЦОПК по вопросам сбора информации о конкретном деле, причем вопросы могут касаться процедуры ведения дела, элементов расследования, а также какой-либо иной информации.

Учреждение по борьбе с отмыванием денег было создано в соответствии с положениями закона о противодействии взяточничеству от 12 июля 1990 года. Ведомство является основным в вопросах борьбы с незаконными финансовыми схемами, отмыванием денег и финансированием экстремисткой деятельности. Центральный банк Франции обязан информировать эту межведомственную комиссию обо всех финансовых операциях и переводах, в частности международных, на сумму свыше 20 тыс. евро.

Комиссия по этике создана в 2007 году, в ее ведение входят вопросы, касающиеся возникновения конфликта интересов у госслужащих и должностных лиц. При этом комиссия рассматривает случаи перехода работавших в органах госвласти чиновников в частный сектор, анализируя каждый случай отдельно.

Пи этом в каждом федеральном органе власти работает своя контрольная инспекция, ее полномочия ограничены рамками структуры, в которой эта инспекция и создана.

Структуры борьбы с коррупцией во Франции организованы в полноценную систему, разрабатываются и принимаются меры превентивного характера. Внедрение стандартов в вопросах этики работы госслужащих, разработка и внедрение обучающих программ в планы образовательных учреждений, приносят реальные результаты.

Одной из главных проблем антикоррупционной политики во Франции остается тесное переплетение между государством, политическими организациями и частным сектором. Особенно это проблема остро стоит на юге страны. Именно это является основной питательной средой для коррупции, выходящей за рамки бытовой, отмечает Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, профессор Высшей школы экономики.

Антикоррупционное законодательство во Франции дополняется новыми нормативными актами

Ещё в 1919 году законодатели включили в УК статью, которая запрещала чиновникам в течение пяти лет после отставки переходить на службу в частную компанию, которую они контролировали в период пребывания на госслужбе. Нарушение карается лишением свободы на срок до двух лет и крупным денежным штрафом. В 1946 аналогичное положение было введено в Статут гражданской службы, оно же сохранилось в редакции 1992 года.

Законодательные меры по повышению прозрачности в сфере финансирования политической деятельности принимались, начиная с 1990-х годов. На протяжении десятилетий основными источниками средств для содержания партаппаратов, ведения пропаганды, проведения избирательных кампаний служили “чёрные кассы”, которые пополнялись представителями монополий, крупных фирм, профсоюзов. В результате избранные на свои посты политики становились защитниками интересов коммерческих структур и избранных объединений.

После принятия ряда антикоррупционных актов, финансирование партий поставлено под довольно плотный контроль государства. В частности, определены предельные лимиты расходов каждого кандидата на выборах всех уровней, от муниципального до выборов президента. Согласно закону от 19 января 1995 года и решению Конституционного совета, превышение этих лимитов приводит к аннулированию итогов выборов.

Частично расходы на ведение предвыборных кампаний (в части печати и рассылки бюллетеней, оплату равного эфирного времени для каждого кандидата или его партии на государственных телеканалах и т.д.) взяло на себя государство. Все эти расходы кандидатами оплачиваются в кредит. Им предоставляется после выборов компенсация, но только в случае, если они набрали не менее 5% голосов.

Коррупция во Франции

Антикоррупционные законы принимаются во многих странах мира. В каждом государстве они зависят от национальной специфики и отношений между чиновниками и гражданами. С учетом этого разрабатываются и принимаются новые законы для борьбы с коррупцией во Франции.

Ступени коррупции

С одной стороны, существует принцип равенства перед законом граждан всех слоев и сословий. С другой стороны, наблюдается стремление многих людей получить для себя привилегии в обход общих правил.

В зависимости от места в обществе, образования и других сторон жизни коррупционные нарушения создают такую себе пирамиду. Нижняя ступень — самая массовая: мелкие нарушения рядовых чиновников:

  1. Работников социальной сферы.
  2. Представителей природоохранных органов.
  3. Пожарных.
  4. Налоговых инспекторов и представителей других подобных организаций.

Игнорирование различных нарушений законов, правил, инструкций позволяет чиновникам приумножить свои заработки. Нередки случаи, когда должностное лицо переходит к прямому вымогательству, шантажируя разными видами наказания нарушителей. Жертвами подобного чаще всего становятся выходцы из стран третьего мира и те, кто предоставляет им жилье, работу во Франции.

Бывает и такое, что, например, полицейские нанимают осведомителей из криминальных районов, чтобы бороться с преступностью.

На заметку: в отличие от российских, французским автоинспекторам чужды коррупционные нравы, что служит лучшей страховкой от ДТП.

Следующую ступень в коррупционной иерархии занимают местные органы самоуправления. Благодаря децентрализации они обладают большими полномочиями в политической, хозяйственной и административной сфере.

Руководство местными органами власти осуществляют префекты, которых в Совете Министров назначает президент. Префекты на местах руководят следующим:

  1. Частью социальной сферы: здравоохранением, образованием (подробнее об образовании в школах Франции), помощью малоимущим, коммунальной инфраструктурой.
  2. Благоустройством.
  3. Градостроительством, в том числе и реконструкцией зданий.

На каждом уровне имеется свой выборный совет. Для работы в структуре нанимают персонал, который занимает в гражданской службе больше 25 % сотрудников.

Из госбюджета направляются большие субсидии территориальным коллективам на разные статьи расходов. Кроме того, в каждом совете имеются и свои источники дохода: налоги и сборы. Конечно, в мелких населенных пунктах подобных поступлений немного и их едва хватает на обустройство, зато в крупных агломерациях доходы более чем внушительные.

Карикатура: коррупция во Франции

Из этих поступлений оплачиваются расходы на реализацию комплексных планов развития коммун, коммунальные услуги и другие. В реализации планов принимают участие не только государство и местные власти, но и крупные фирмы, представители торгово-промышленных палат, частного сектора. Все это приводит к смешиванию интересов частного и публичного сектора, из-за чего и возникают коррупционные злоупотребления.

Верхушку коррупционной пирамиды представляют те, кто имеет отношение к бизнесу, политике, администрации государственного уровня. Именно эти три сферы и служат основой для процветания взяточничества как такового.

Так как к этому имеют непосредственное отношение привилегированные слои населения и бизнеса, суммы поборов достигают огромных показателей. Причем они могут выражаться не в передаче денег, а в следующих формах, когда должностное лицо преследует свои интересы:

  1. Оплате заграничного путешествия, связанного с выдуманным предлогом (проведением исследований и т. д.).
  2. Предоставлении льготного кредита.
  3. Выплате запредельно высокого гонорара за выполнение заказа на аналитические записки.
  4. Предоставлении информации о государственных планах, благодаря которым появляется возможность выгодно провести биржевые операции.
  5. Продаже по льготной цене пакетов акций через подставных лиц или родственников.

Вывод: чем выше власть, тем шире размах нарушений и, соответственно, тем больший урон получает государство.

Узнайте больше о бизнесе во Франции из статьи по ссылке.

Больше информации о коррупции во Франции узнайте из видео.

Борьба с коррупцией

В каждом государстве ищут самые эффективные способы противодействия взяточничеству и его процветанию. Французы считают, что самыми серьезными препятствиями для коррупции может стать следующее:

  1. Независимость правосудия.
  2. Равновесие властей.
  3. Прозрачность принятия решений в государственных органах.
  4. Гласность.
  5. Свобода СМИ.
  6. Гарантия свободы слова.
  7. Гражданские свободы.
  8. Ротация у власти политических партий.
  9. Рыночная конкуренция.

Вернуться к оглавлению

Преступление и наказание

Эти принципы как основу демократии сформулировали еще великие просветители XVIII века Монтескье, Дидро, Руссо. Именно на их основе был принят действовавший до 1992 года Наполеоновский кодекс. Гражданский кодекс, принятый в конце ХХ века, включает новые статьи, предназначенные для борьбы с коррупцией.

Определение коррупции согласно новому кодексу

Уличенных в любом нарушении чиновников должны наказывать. В зависимости от серьезности нарушения, в качестве наказания судом может быть применено лишение свободы.

От двух до 10 лет чиновник может провести в тюрьме и при этом он должен будет уплатить штраф, размер которого колеблется в пределах 200 000–1 000 000 франков. В переводе на новую европейскую валюту это 30 000–152 000 евро.

Возможно, для вас будет актуальна статья: рейтинг коррупции стран мира.

Коррупция во Франции

Материал из Documentation.

Франция является страной с жёсткой системой государственного управления, а также с жёсткой системой отбора кандидатов на работу в государственные органы. Индекс восприятия коррупции Франции за 2009 год составил 6,9 (24-е место из 180 стран). [1]

Содержание

[править] Ведомства по противодействию коррупции

На сегодняшний день во Франции функционируют четыре основных государственных органа, ответственных за противодействие коррупции: центральный орган по противодействию коррупции, учреждение по борьбе с отмыванием денег, комиссия по этике, контрольная инспекция. [2]

Структуры борьбы с коррупцией во Франции представляют собой полноценную систему, реализующую меры превентивного характера. Реализация таких мер, как формирование этики служения обществу, разработка и внедрение обучающих программ в учебные планы образовательных учреждения, приносит реальные плоды. [3]

[править] ЦОПК

Центральный орган по противодействию коррупции (ЦОПК) был образован в 1993 году. За 17 лет своего существования ЦОПК сумел реализовать большое количество инициатив, став серьёзным звеном противодействия коррупции не только во Франции, но и во всём мире. [4]

На данное ведомство были возложены следующие функции: [5]

  1. Информационная — анализ причин осуществления чиновниками неправомерных действий. Сделанные выводы из анализа упомянутых причин затем включаются в обучающие программы по предупреждению оппортунистического поведения, разрабатывающиеся для государственных органов.
  2. Оказание содействия суду по расследованию коррупционных дел. Следователи и судьи могут направлять запросы в ЦОПК по вопросам сбора информации о конкретном деле. Эти вопросы могут касаться процедуры ведения дела, элементов расследования, а также какой-либо иной информации.
  3. Консультирование. ЦОПК консультирует органы государственной власти относительно мер, которые могут быть применены для предотвращения фактов коррупции на должностях различных уровней власти.
  4. Обучение. Реализация обучающих программ в различных образовательных учреждениях Франции. Это обучение основано на выработке этики неприятия коррупции у гражданина.
  5. Развитие международной деятельности. Осуществление международного сотрудничества, что проявляется в укреплении связей с различными международными организациями по противодействию коррупции.
  6. Развитие и укрепление сотрудничества с частным сектором. ЦОПК активно участвует в предупреждении коррупции в государственных организациях путем заключения соглашения между ними о внедрении в их деятельность этических кодексов, реализации обучающих программ для сотрудников данных организаций и т. д.

На основе перечисленных функций ЦОПК можно охарактеризовать как превентивную структуру, деятельность которой направлена на долгосрочную работу с причинами возникновения коррупции, что достигается путем обучения, повышения культуры чиновников и проведения аналитической работы причин их коррупционного поведения с дальнейшим использованием соответствующей информации для разработки обучающих программ. [6]

[править] УБОД

Учреждение по борьбе с отмыванием денег (УБОД) было создано согласно Закону о противодействии взяточничеству от 12 июля 1990 г. Данный орган является основным в сфере борьбы с незаконными финансовыми схемами, отмыванием денег и финансированием терроризма, то есть затрагивает технологическую сторону противодействия коррупции. Ведомство активно участвует в поддержке и развитии легальных финансовых сетей, внедрение которых положительно сказывается на развитии экономических связей между различными экономическими агентами, как внутри страны, так и за рубежом. [7]

Учреждение осуществляет аналитическую работу, что проявляется в виде анализа различных финансовых схем по запросу государственных органов, которые направляют запрос в УБОД, после чего данное ведомство начинает работу по выявлению основных акторов схемы, ее структуры и механизма функционирования. Затем осуществленная работа направляется в орган — заказчик анализа. Кроме этого УБОД вносит предложения по развитию методов борьбы с финансовыми махинациями и перекрытию нелегальных денежных каналов. [8]

[править] Комиссия по этике

В 2007 году законом «Modernisation de la fonction publique» была создана единая Комиссия по этике взамен трех комиссий, существовавших ранее (отдельно для федерального, местного уровней и системы здравоохранения). Комиссия по этике занимается всеми вопросами, касающимися возникновения конфликта интересов у государственных служащих и должностных лиц. [9]

Работа Комиссии по этике во Франции осуществляется очень эффективно. Важными аспектами ее работы, как и в случае с Комитетом по стандартам в Великобритании, являются заинтересованность ее руководителей в достижении реальных результатов, а также независимость Комиссии от других органов государственной власти. [10]

Комиссия по этике рассматривает случаи перехода представителей государственной власти в частный сектор, анализируя каждый случай отдельно. Для этого она организовывает встречу с руководителем компании, в которую собирается переходить государственный служащий, для того чтобы более детально выяснить причины такого перехода. На основе анализа каждой ситуации Комиссия по этике издает заключение, в котором она либо одобряет переход государственного служащего из публичного сектора в частный, не выявив наличия конфликта интересов, либо рекомендует руководителю запретить данный переход в связи с наличием в действиях служащего личной заинтересованности. Решение Комиссии по этике носит рекомендательный характер. Однако, как правило, руководитель принимает решение в соответствии с заключением Комиссии по этике. Комиссия дистанцирована от всех государственных структур, служащих которых она проверяет, в то время как в России в состав комиссий по служебному поведению и регулированию конфликта интересов каждого государственного органа входят заинтересованные лица, работающие в этом же органе, что может сказаться на объективности принятия решения. [11]

Опыт Франции по созданию Комиссии по этике можно охарактеризовать как успешный. Важно, что Комиссия является независимой от государственных органов, поскольку это необходимое условие качественной работы структуры, связанной с возникновением и регулированием ситуации конфликта интересов. Несмотря на то что решение Комиссии по этике носит рекомендательный характер, субъект, принимающий решение о разрешении государственному служащему перейти на работу в частный сектор, руководствуется сделанными Комиссией по этике выводами, так как работа, которую она проводит, прежде чем вынести окончательное решение, отличается содержательностью и полнотой анализа ситуации. [12]

[править] Контрольные инспекции

Каждый федеральный орган имеет свою контрольную инспекцию (далее — Инспекция), которая работает только в рамках соответствующего органа и анализирует только его внутренние локальные проблемы. В основе деятельности Инспекции лежит контроль за качеством организации работы конкретного государственного органа, а также контроль за реализацией государственной антикоррупционной политики. Наличие в каждом органе государственной власти собственной контрольной инспекции положительно сказывается на повышении эффективности работы соответствующего органа, а также на укреплении дисциплины труда, что косвенным образом влияет на сокращение текущих и будущих проявлений оппортунистического поведения государственных служащих. [13]

Франция: нищета, безграмотность, коррупция

Майская встреча российского и французского президентов в Версале завершилась. Однако, «аналисты», лишь поверхностно знакомые с французской действительностью (или же намеренно её скрывающие от иностранных читателей), вводят в заблуждение относительно повседневной жизни Пятой республики. И только работая с профсоюзами французской полиции, а также внутренними сводками жандармерии, постигаешь катастрофу, которую пытаются спрятать за шармом дворцов, воздвигнутых, кстати, презираемой сейчас во Франции монархией.

Теперь немного истории: в 80-х годах XVIII-го столетия в том же Версале недальновидно глумились над голодающим народом Франции: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» — эта полумифическая фраза Марии-Антуанетты прекрасно отражает пренебрежение к собственной нации предреволюционной «прогрессивной» верхушки, отвергающей всякие реформы и одновременно буквально помешанной на своём «моральном превосходстве просветителей человечества». Сейчас известны конкретные последствия этого преступного «Просвещения»: «23 года всеевропейской гражданской войны» (Ш. Моррас), первый официально организованный на государственном уровне геноцид Европы – вандейский холокост («Идеологическое оправдание репрессий 1793-1796 в Вандее, происходило через разделение (до противоположности) понятий “человек”/“гражданин” и последующее лишение восставших человеческого облика. Мятежные вандейские крестьяне – не граждане и даже не люди, но “свинский сброд”, негодная “раса разбойников”, подлежащая физическому уничтожению» — Jean de Viguerie, La Vendée et les Lumières: les origines intellectuelles de l’extermination. – La Vendée dans l’Histoire. Actes du Colloque de La Roche-sur-Yon, Paris, 1994, p. 36–51), планомерное физическое истребление или изгнание творческой, военной и научной элиты Франции.

Безграмотный актёр Макрон, для которого, по его собственному признанию, «французской культуры не существует» (http://www.lefigaro.fr/vox/politique/2017/02/06/31001-20170206ARTFIG00209-emmanuel-macron-et-le-reniement-de-la-culture-francaise.php), сыграл в Версале, перед гостями и своими льстивыми придворными, краткую роль иностранки-королевы, пытающейся уверить себя, будто вся её нищая страна благоденствует подобно лакеям Трианона. Более того, «лидер прогрессистов» Макрон (как он сам себя называет http://www.lejdd.fr/Politique/Presidentielle-2017-Macron-en-appelle-a-tous-les-progressistes-829624) намеренно и по бескультурию, проституирует историю собственной страны: для Макрона, Пётр Великий приехал в Версаль, якобы, «в поисках истоков Просвещения». Банкир-идеолог Макрон публично на международной встрече высочайшего уровня измышляет анахронизмы, а не менее невежественные французские журналисты, отобранные по принципу лояльности к власти, просто не способны заметить неграмотности президента, не знакомого даже с географией собственной страны: согласно публичному высказыванию неуча-Макрона, Французская Гвиана — . «остров»! http://www.huffingtonpost.fr/2017/03/26/macron-gaffe-a-nouveau-en-parlant-de-la-guyane-comme-dune-ile_a_22012962/

Именно этот аспект современной французской дикости важен в самом появлении «Макрона-президента». Без обнищания населения Франции, вынужденого бороться за выживание, насильно отупляемого в течение десятилетий, было бы невозможно избрание Макрона, нынче принимающего боевые позы в Версале на радость парижским редакторам-содомитам.

Коррупция во Франции

Французский парламент одобрил законопроект о прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни (projet de la loi relatif à la transparence, à la lutte contre la corruption et à la modernisation de la vie économie), известный также как «Sapin II» (по имени предложившего его министра финансов Мишеля Сапин как продолжение предыдущего подготовленного по его же инициативе закона № 93-122 «О предотвращении коррупции и обеспечении прозрачности экономической жизни и публичных процедур»).

Ключевой новеллой законопроекта станет внедрение практики досудебного урегулирования дел, связанных с совершением коррупционных преступлений. В настоящее время возможность использования соглашений об отсрочке судебного разбирательства (deferred prosecution agreement – DPA) действует в США и Великобритании. Новое французское законодательство позволит применять аналогичные меры и ускорить длительные судебные процедуры.

Согласно законопроекту в рамках досудебного разбирательства компанию, подозреваемую в нарушении антикоррупционного законодательства, могут обязать внедрить надлежащие меры по предупреждению коррупции или выплатить штраф в размере до 30% своего среднегодового оборота за три предшествующих года. При этом за невыполнение требований о внедрении антикоррупционных мер к организации и ее руководству могут применяться дополнительные санкции: штраф в размере до 30 000 евро (2 млн. рублей) или лишение свободы сроком до двух лет – для физических лиц, штраф, эквивалентный взысканию за соответствующее преступление – для юридических лиц.

Первоначальная редакция законопроекта вызывала опасения высшего административного суда страны – Государственного совета, как не предусматривающая достаточного контроля со стороны гражданского общества. В связи с этим итоговая одобренная версия проекта была также дополнена положениями об обязательном общественном обсуждении законности заключения соглашения о досудебном урегулировании.

Одним из важных нововведений законопроекта является также установление обязанности организаций, численность которых превышает 500 человек, а годовой оборот – 100 млн. евро (7 млрд. рублей), принимать меры по предупреждению коррупции. Указанные меры включают, в числе прочих, утверждение кодекса этики и формирование механизмов контроля его соблюдения, создание защищенных каналов сообщения о возможных фактах коррупции, проведение оценки коррупционных рисков, оценку контрагентов, организацию антикоррупционного обучения сотрудников. При этом за невыполнение предусмотренной обязанности физическим лицам (руководству компании) грозит штраф до 200 000 евро (около 14 млн. рублей), юридическим – до 1 млн. евро (примерно 71 млн. рублей).

Одновременно законопроектом предусмотрено создание Антикоррупционного агентства (Agence française anticorruption), наделенного полномочиями по координации и контролю, методической поддержке предупреждения и противодействия коррупции в стране, а также функциями мониторинга соблюдения организациями требований об обязательном внедрении антикоррупционных мер. Агентство должно заменить существующую в настоящее время Центральную службу по борьбе с коррупцией (Service Central de Répression de la Corruption). Важным отличием новой государственной структуры станет наличие у нее полномочий по проведению проверок, участию в расследованиях и наложению санкций за нарушения антикоррупционного законодательства, в отличие от ограничивающихся сбором информации для органов прокуратуры функций Центральной службы.

Проект закона также усиливает меры по защите заявителей о коррупции, предусматривая, в частности, внесение в трудовое законодательство поправок о запрете необоснованного наказания, увольнения или какой-либо дискриминации работника, сообщившего о нарушениях антикоррупционного законодательства, а также возможные санкции за препятствие такого рода уведомлениям о фактах коррупции. Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность материальной компенсации для заявителей, например, оплата понесенных судебных издержек.

В развитие предусмотренных проектом закона положений о защите заявителей парламентом были также одобрены предложения в органический закон о компетенции правозащитника и о защите заявителей (proposition de loi organique relative à la compétence du Défenseur des droits pour l’orientation et la protection des lanceurs d’alerte), согласно которым полномочиями по защите лиц, уведомляющих о фактах коррупции, предлагается возложить на независимый административный орган – правозащитника (омбудсмена).

Антикоррупционное законодательство Франции направлено на борьбу с должностными преступлениями государственных чиновников, принимающих политико-административные решения, а также противодействие деятельности политических партий, применяющих незаконные методы финансирования и проведения избирательных кампаний.

В Уголовный кодекс включена статья, запрещающая государственным чиновникам в течение 5 лет после отставки работать в компании, которую они контролировали, находясь на государственной службе. Неисполнение этого требования наказывалось лишением свободы до двух лет и штрафом в размере 200 тыс. франков. В связи с принятием Устава о государственной службе ответственность по данной статье была ужесточена.

Французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания.

При этом преследуется главная цель — предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего».

Государственные чиновники могут участвовать в выборах, не утрачивая своего статуса. Им разрешается совмещать свою работу с выборной должностью на местном уровне. Если же они избраны в общенациональный парламент, то обязаны уйти в отпуск со службы, но по истечении срока депутатских полномочий вправе вернуться на прежнюю должность без каких-либо ограничений.

Особый статус устанавливается для министров, к которым относятся все члены правительства независимо от ранга. По Конституции Франции правительственным чиновникам запрещено совмещать свою должность с депутатским или сенатским мандатом и с любой другой профессиональной деятельностью в общественном или частом секторе.

После отставки министры в течение шести месяцев не имеют права занимать руководящие посты в государственных или частных компаниях. Это не относится к лицам, которые до назначения на министерский пост уже работали в указанных сферах.

Во Франции созданы правовые и организационные основы гласности деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.

Среди актов, направленных на борьбу с коррупционными преступлениями, следует назвать также решение правительства страны от 11 марта 1988 г. о публикации актов политических партий и данных о расходах на проведение избирательных кампаний, об обязательном декларировании доходов министров и парламентариев.

В 1991 г. во Франции была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ, а в 1993 г. был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы.

В 1995 г. был принят Закон Ceгена, дающий Счётной палате право контролировать процесс назначения на государственную службу.

Практически одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. В соответствии с Законом, каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан предоставить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов.

В системе противодействия коррупции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции.

Координация этой деятельности возложена на Центральную межведомственную службу при Минюсте по предотвращению коррупции.

Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и созданная в 1991 г. при министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот орган создавался для борьбы с «отмыванием» нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и, как следствие, о коррупции крупных французских госчиновников.

В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть.

АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ

студент магистратуры Института экономики и права Петрозаводского государственного университета,

РФ, г. Петрозаводск

ACTUAL CHANGES IN ANTI-CORRUPTION LEGISLATION ON THE EXAMPLE OF FRANCE

Vadim Karpovskiy

master-student of the first course of IEL Petrozavodsk State University,

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена актуальным вопросам правовой антикоррупционной политики Франции.

ABSTRACT

This article is about topical issues of anticorruption policy of France.

Ключевые слова: Фрацния; антикоррупционное законодательство, новая политика.

Keywords: France; anti-corruption legislation; new policy.

Изучение коррупциогенных факторов в условиях современного уровня политических и рыночных экономических отношений с каждым годом приобретает все больший интерес и актуальность. Совершенно очевидно, что правовые механизмы предупреждения коррупции в странах «старого света» имеют наиболее четкую регламентированность и практику. Данный фактор должен быть учтен при правоприменении антикоррупционных норм в Российской Федерации, поскольку правовая антикоррупционная политика нашего государства является относительно новым направлением, которое требует своего правового совершенствования. Будет полезным обратиться к опыту зарубежных партнеров России, в частности, к опыту Французской Республики.

Примечательным фактом является то, что буквально в 8 ноября 2016 года Национальное Собрание Французской Республики приняло совершенно новый нормативный правовой акт в сфере противодействия коррупции в различных отраслях политической, экономической и общественной жизни. Конечно, данный закон затронул и политику государства в области противодействия коррупции в сфере государственной службы. На такой шаг руководство Франции решило пойти, как ранее было отмечено, после того, как оценила опубликованные международной организацией по противодействию коррупции «Transparency International» данные, о мировом рейтинге Франции по восприятию коррупции. Показатели 2016 года указывали на тот факт, что Франция имела 23 позицию по Индексу восприятия коррупции. Учитывая данный факт укажем, что, к примеру, стратегический партер Франции, и ее географический сосед — Федеративная Республика Германия занимает 10 позицию. Данный факт, откровенно говоря, не устраивал политическое руководство Французской Республики. Еще в 2012 году, Профессор Университета Париж – 1 Пантеон – Сорбонна Жерар Марку, сетовал на неудовлетворительное положение Франции в международном антикоррупционном рейтинге, указывая, в частности, на глубокое несовершенство и устарелость французского законодательства в данной сфере. [1, с. 35].

Собственно, до 8 ноября 2016 года во Франции действовал «Закон № 93-122 от 29 января 1993 года о предупреждении коррупции и обеспечению прозрачности экономической жизни и публичных процедур», прошло уже достаточное количество времени, и назрели определенные обстоятельства для реформ. В чем же заключается новые принципиальные подходы публичные органов власти Франции в вопросе противодействия? Собственно, новое нормативно-правовое регулирование заключается в виде принятого Национальным Собранием Французской Республики Закона №830 «О прозрачности, борьбы с коррупцией и модернизации экономики», (сокращенно с французского — «Sapin 2»). Касаемо противодействию коррупции в системе госуправления и экономики в его текстуальной части четко определены цели и задачи:

Во-первых, повысить прозрачность разработки и принятия государственных решений, в первую очередь, — в органах исполнительной власти, поскольку подзаконное нормотворчество вышеуказанных органов управления более динамично в любом современном государстве. При этом, в данный контекст укладывается и законодательная деятельность Национального Собрания Франции.

Во-вторых, в соответствии с новым Законом № 830, логика правовой политики повышения прозрачности принятия государственных решений, заключается в выявлении для общества публичных интересов так называемых лоббистов. Зарубежные политические системы известны легальностью существования данного явления, поскольку в условиях общесоюзной экономической системы ЕС, а также уровня развития рыночных отношений стран «старого света» трудно представить, чтобы представители крупного бизнеса и различных корпораций не старались улучшить свое экономическое положение, а также добыть различного рода преференции путем законодательного закрепления.

С целью создания механизма правового регулирования вышеуказанного нововведения, вводится институт «этических правил для лоббистов». Сущность вышеуказанного законоположения определяется тем, что отныне рядовые граждане Французской республики имеют право знать, кто участвует в разработке конкретного закона, или даже подзаконного акта. То есть, фактически, граждане теперь имеют право свидетельствовать каким образом принимаются государственные решения, как они разрабатываются, какие эксперты принимают участие в разработке нормативно-правовых актов, и наконец, какие конкретно и консультационные функции выполняют представители «лоббистов» при принятии какого-либо нормативно-правового акта. Новый закон обязывает создать так называемый «публичный реестр представителей интересов» с членами правительства, членов парламента, местными политиками и старших должностных лиц государственных и местных органов власти. То есть теперь, представители чьих-либо коммерческих интересов, которые взаимодействуют с государством, будут обязаны зарегистрироваться официально. Единый список лоббистов будет доступен всем в иформационно-коммуникационной сети «Интернет». Теперь, так называемые «лоббисты» обязаны обратиться в Палату по прозрачности общественной жизни (Фр. — La Haute Autorité pour la transparence de la vie publique (HATVP)) в течение одного месяца с момента начала своей деятельности, предоставив следующую информацию:

  1. его личность, когда речь идет о физическом лице; данные должностных лиц органов государственной власти и лиц, ответственных за деятельность представительства интересов;
  2. данные юридического лица, если интересы лоббирует таковое, сфера деятельности представительства интересов (к примеру, конкретная сфера экономической деятельности);

Нарушение правил, которые императивно установлены для лоббистов предлагается карать строгими предупреждениями, в более отягчающих случаях — штрафами до 30 000 евро.

В-третьих, в контексте описываемых изменений антикоррупционной правовой политики Франции, хотелось бы отметить административную реформу в системе органов государственного управления по профилактике и противодействию коррупции. До 2016 года, функционировал компетентный орган в этой сфере — Центральная служба по предупреждению коррупции при Министерстве юстиции. Поскольку, как уже было отмечено ранее, представители высших органов государственной власти остались не вполне удовлетворенными позицией Франции в международном рейтинге индекса восприятия коррупции, в данном ключе была проведена реформа не только в сфере законодательства, но и в сфере государственного управления, с целью повышения уровня правоприменения нового закона. Отныне таким специализированным, уполномоченным органом является Французское агентство по борьбе с коррупцией (Фр. — L’Agence française anticorruption (AFA)), совершенно новый правоохранительный орган с малой численностью, который будет осуществлять ряд новых полномочий, в числе которых:

  1. оказывать правовую защиту информаторам, то есть лицам, добровольно раскрывшим информацию о факте коррупционного характера;
  2. предоставлять безусловную гарантию сохранения анонимности, передаваемой им информации от осведомителей;
  3. в случаях огласки публичным образом личностных данных лица, добровольно предоставившего информацию Агентству по борьбе с коррупцией, и в случаях предъявления исков к таким лицам за ложное обвинение, со стороны изобличенных лиц, Агентство совершенно бесплатно предоставляет лицу услуги адвоката.

Отметим, что вышеуказанные правовые меры, в виде совершенно нового правового регулирования во Франции, а также сопутствующая с ним административная реформа в сфере государственного управления, связаны сугубо с критическими оценками высших должностных лиц положения французского государства в международном «антикоррупционном рейтинге», а также, с учетом оценки меняющихся форм коррупции, востребованностью совершенно нового нормативного регулирования. Разумеется, будет ли иметь должный результат тот правовой механизм, который заложен в новом законодательном акте покажет только правоприменительная практика. При этом, описываемый пример полезен тем, что подтверждает в очередной раз актуальность и жизненную необходимость юридической борьбы с коррупцией как с фактором, безусловно, пагубно влияющем на безопасность государства, общества, и нравственный облик личности.

Франция: нищета, безграмотность, коррупция

Майская встреча российского и французского президентов в Версале завершилась. Однако, «аналисты», лишь поверхностно знакомые с французской действительностью (или же намеренно её скрывающие от иностранных читателей), вводят в заблуждение относительно повседневной жизни Пятой республики. И только работая с профсоюзами французской полиции, а также внутренними сводками жандармерии, постигаешь катастрофу, которую пытаются спрятать за шармом дворцов, воздвигнутых, кстати, презираемой сейчас во Франции монархией.

Теперь немного истории: в 80-х годах XVIII-го столетия в том же Версале недальновидно глумились над голодающим народом Франции: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» — эта полумифическая фраза Марии-Антуанетты прекрасно отражает пренебрежение к собственной нации предреволюционной «прогрессивной» верхушки, отвергающей всякие реформы и одновременно буквально помешанной на своём «моральном превосходстве просветителей человечества». Сейчас известны конкретные последствия этого преступного «Просвещения»: «23 года всеевропейской гражданской войны» (Ш.Моррас), первый официально организованный на государственном уровне геноцид Европы — вандейский холокост («Идеологическое оправдание репрессий 1793-1796 в Вандее, происходило через разделение (до противоположности) понятий «человек»/»гражданин» и последующее лишение восставших человеческого облика. Мятежные вандейские крестьяне — не граждане и даже не люди, но «свинский сброд», негодная «раса разбойников», подлежащая физическому уничтожению»[1]), планомерное физическое истребление или изгнание творческой, военной и научной элиты Франции.

Безграмотный актёр Макрон, для которого, по его собственному признанию, «французской культуры не существует», сыграл в Версале, перед гостями и своими льстивыми придворными, краткую роль иностранки-королевы, пытающейся уверить себя, будто вся её нищая страна благоденствует подобно лакеям Трианона. Более того, «лидер прогрессистов» Макрон (как он сам себя называет) намеренно и по бескультурию, проституирует историю собственной страны: для Макрона, Пётр Великий приехал в Версаль, якобы, «в поисках истоков Просвещения». Банкир-идеолог Макрон публично на международной встрече высочайшего уровня измышляет анахронизмы, а не менее невежественные французские журналисты, отобранные по принципу лояльности к власти, просто не способны заметить неграмотности президента, не знакомого даже с географией собственной страны: согласно публичному высказыванию неуча-Макрона, Французская Гвиана — . «остров»! Именно этот аспект современной французской дикости важен в самом появлении «Макрона-президента». Без обнищания населения Франции, вынужденого бороться за выживание, насильно отупляемого в течение десятилетий, было бы невозможно избрание Макрона, нынче принимающего боевые позы в Версале на радость парижским редакторам-содомитам. Параллель с последними версальскими годами Людовика XVI-го, перед всеевропейским катаклизмом «французской революции», напрашивается сама собой: Макрона сфабриковала каста медийных космополитов ex nihilo за год исключительно для того, чтобы он выступил посредником в распродаже Франции по частям. Клану, стоящему за Макроном, безразлично, если их рейдерский захват вызовет серию непоправимых социальных бедствий в крупнейшей стране Евросоюза. Да, это намеренное и непрестанное оглупление французов, проводимое школой и университетом, позволило Макрону, например, заявить на публичном выступлении с Вл.Путиным о «вмешательстве двух российских каналов в президентские выборы Франции»: отупевшие французские зрители запямятовали, как сам коррупционер Макрон, будучи министром Олланда, «помог» незаконно продать группу SFR «своему другу», медийному магнату Патрику Драи, который в благодарность организовал беспрестанные восхваления кандидата Макрона на своём канале BFM. А принадлежащая Драи «Libération» (его «Holco B» — крупнейший акционер газеты) так озаглавила свою первую страницу в день выборов: «Делайте что хотите, только голосуйте за Макрона». Замечу, призыв, напечатанный «другом Макрона», нелегален, т.к. французское законодательство обязывает прекратить избирательную кампанию за день до выборов (Article L. 49. CODE ELECTORAL, Partie législative en vigueur pour l’élection du Président de la République). Однако высоко моральный «прогрессист» Макрон, поучающий в Версале иностранных президентов, запросто воспользовался коррупционными связями с прессой своего друга миллиардера Драи, после чего, уже став президентом Франции, сразу прекратил все преследования против его газеты. Кумовство во Франции повсеметно, им заражены и правительство и президент.

Моя уникальная исследовательская деятельность — прекрасная иллюстрация насилия, совершаемого французской коррупцией: доктор французского Университета, находясь в постоянном контакте с полицией и жандармерией, я собираю редкую информацию о Франции, которая никогда не проникает в СМИ (принадлежащие миллиардерам, связанным с коррумпированной властью), после чего пересекаю границу, чтобы уже в одном из швейцарских университетов анализировать и преподавать французскую коррупцию, публикуя мои труды в Евразии и Америке. Посольства же Пятой республики беспрестанно преследуют меня, через «своих» редакторов и профессоров, пытающихся подвергнуть цензуре мои незаурядные труды. Да и как им не жаждать скрыть сведений, начисто уничтожающих медийный, насквозь лживый образ «великого Макрона»?! Например, мои находки о том, как реформы Макрона — ещё недавно министра финансов социалистов — привели к тому, что только за прошедший год от голода и холода во Франции умерло более 500 бездомных. Что каждые два дня во Франции (бывшем рае для земледельцев!) кончает жизнь самоубийством один фермер. Или что (сообщают сводки жандармерии) за последние годы во Франции появился новый тип преступления: нападения на мясные лавки — люди воруют колбасы, окороки, отбивные, . французам просто нечего есть! Ну как признать такое версальскому комику Макрону, больше занятому судьбой содомитов из России?!

Др. Анатолий Ливри, Базель (Швейцария)

[1] Jean de Viguerie, La Vendée et les Lumières: les origines intellectuelles de l’extermination. — La Vendée dans l’Histoire. Actes du Colloque de La Roche-sur-Yon, Paris, 1994, p. 36-51

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Во Франции впервые будут судить бывшего президента за коррупцию

Бывший президент Франции Николя Саркози 5 октября предстанет перед судом по обвинению в коррупции.

Об этом сообщает France24 со ссылкой на суд Парижа.

«Николя Саркози 5 октября станет первым экс-президентом Франции, который предстанет перед судом по обвинению в коррупции, в рамках дела его обвиняют в попытке получить секретную информацию от судьи», — говорится в сообщении.

Судебный процесс продлится до 22 октября.

Как отмечается, это будет первое судебное разбирательство по следственным делам против Саркози, который был президентом с 2007 по 2012 год.

64-летнего экс-президента обвиняют в попытке получить через своего адвоката Тьерри Херцога секретную информацию от судьи Гилберта Азиберта в 2014 году о другом деле, которое с тех пор было прекращено. А судье якобы была предложена помощь в получении должности в Монако.

В июне прошлого года апелляционные судьи отклонили иск Саркози, Херцога и Азиберта против иска о коррупции и влиянии на торговлю. Херцога и Азиберта также будут судить — за нарушение профессиональной тайны. Все трое подозреваемых отказались от комментариев.

После того, как Саркози проиграл президентские выборы Франсуа Олланду и ушел со своего поста в Социалистической партии, он боролся с целым рядом обвинений в коррупции и финансировании избирательных кампаний, которые, впрочем, он отвергает. В октябре прошлого года суд постановил, что экс-президент должен предстать перед судом за незаконное финансирование своей президентской кампании в 2012 году — обвинение, за которое он рискует получить 1 год тюремного заключения и штраф.

Прокуроры утверждают, что Саркози потратил почти 43 миллиона евро (40 миллионов долларов) на свою неудачную заявку на переизбрание в 2012 году — почти в два раза больше юридического лимита в 22,5 миллиона евро — с использованием поддельных счетов. Саркози заявил, что ему не было известно о мошенничестве со стороны руководителей пиар-компании Bygmalion, которые являются одними из 13 преследуемых по делу.

Саркози также предъявили обвинение в том, что он принял миллионы евро от покойного ливийского диктатора Муаммара Каддафи на свою первую президентскую кампанию в 2007 году.

В обвинительном заключении по делу о коррупции прокуратура сравнила действия Саркози с действиями «бывалого преступника» и подвергла критике тактику его адвокатов, которая, по ее словам, «парализовала» расследование.

Напомним, Саркози ушел из политической жизни после того, как потерпел поражение в первом туре выборов в 2016 году.

Глава МВД Франции ушел в отставку из-за подозрений в коррупции

Французское издание Franceinfo опубликовало статью об оплачиваемых стажировках дочерей главы французского МВД Брюно Ле Ру. Трудоустройство своих детей министр смог обеспечить, когда еще был депутатом парламента от Социалистической партии.

Министерская карьера Ле Ру закончилась, фактически не успев начаться: пост главы МВД он получил совсем недавно — в декабре 2016 года.

«Политическая карьера Фийона окончена»

По данным Franceinfo, дочери Ле Ру работали помощниками депутатов в Национальном собрании — нижней палате французского парламента. Сам политик объяснил, что его дочери-школьницы работали на непостоянной основе во время каникул.

По оценкам издания, за временную работу с 2009 по 2016 год школьницы получили около €55 тыс. Девушки участвовали в тендерах по разработке программ в рамках повышения прозрачности парламентской и общественной деятельности. Так, одна из дочерей смогла заключить 14 контрактов, вторая — 10.

Вместе с тем французское законодательство не запрещает брать на работу родственников, а подозрение французской прессы вызвал тот факт, что у школьниц 15 и 16 лет не могло быть достаточной компетенции, чтобы получить столь серьезные контракты в парламентском секретариате.

«Мои дочери работали на законных основаниях, они заключали официальные контракты и выполняли реальную работу», — прокомментировал расследование прессы Брюно Ле Ру.

Впрочем, несмотря на слова о законности действий, министр предпочел подать в отставку, памятуя о недавнем компромате на жену кандидата в президенты Франсуа Фийона, для которого отказ покинуть пост стоил обвала рейтингов и потери лидирующих позиций в предвыборной гонке.

Политические убийства кандидатов

Во Франции не прекращается череда коррупционных скандалов, начавшихся этой зимой. По мнению ряда французских политиков, компроматы выгодны преимущественно правящим социалистам, кандидат которых — Бенуа Амон — имеет относительно низкую поддержку среди населения, около 12,5%.

Вместе с тем данное утверждение после отставки социалиста Брюно Ле Ру может свидетельствовать о том, что неприкосновенных нет.

Российские эксперты сходятся во мнении, что уход главы МВД Франции вовсе не означает, что это целенаправленный удар по социалистам, а лишь отражает общие тенденции данной президентской гонки.

«Победа Ле Пен — это конец Европы»

«Отставка Ле Ру — это не удар по социалистам, потому что наносить удары поздно, они и так себя дискредитировали больше, чем возможно, в период президентства Франсуа Олланда», — рассказал «Газете.Ru» Тимофей Бордачев, директор Центра европейских исследований ГУ ВШЭ.

Однако данная отставка могла иметь одну из целей — бросить тень на деятельность Социалистической партии, считает руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский.

«Партия стремится сохранить лицо, но достаточно неэффективно. Что касается перспектив социалиста Бенуа Амона на предстоящих выборах, то ему уже не помогут даже политические неудачи оппонентов», — заключил эксперт.

Череда коррупционных скандалов началась с обвинений кандидата от «Республиканцев» Франсуа Фийона, которому социологи прогнозировали победу на выборах. Теперь данный сценарий вряд ли реализуем. После появления компромата на супругу кандидата Пенелопу Фийон, которая на протяжении восьми лет фиктивно работала помощницей своего мужа, под уголовным следствием оказался и сам кандидат в президенты.

Вторым наиболее вероятным кандидатом на пост главы государства была Марин Ле Пен, против которой также ведется расследование со стороны Европарламента. Ее также обвиняют в фиктивном найме сотрудников. Евродепутаты даже лишили лидера «Национального фронта» депутатской неприкосновенности.

Десять вместо Олланда: из кого выбирает Франция

Экс-министр экономики Эммануэль Макрон, выдвигающийся от партии «Вперед!», дольше всех не был запятнан компроматами, однако на прошлой неделе прокуратура начала расследование и в отношении него. Макрона подозревают в растрате государственных средств в его бытность министром. Так, посещение им выставки электроники CES в Лас-Вегасе обошлось бюджету страны в €400 тыс.

«Преимущество Макрона состоит в его молодости, однако его обвиняют в том, что он использовал представительские расходы на приемы, на встречи с нужными ему людьми. Впрочем, обвинения достаточно расплывчатые, потому что это еще нужно доказать», — прокомментировал Юрий Рубинский.

Вместе с тем развитие предвыборной ситуации во Франции подтверждает, что «запас политической прочности Пятой республики исчерпан» и «Франция нуждается во внутриполитической реформе», считает Тимофей Бордачев.

Ссылка на основную публикацию