Особенности современной экономики России: проблемы и перспективы

Модель экономики России: перспективы развития и экономические проблемы.

Мы смотрим экономические программы, слушаем новости и порой теряемся: разнообразные мнения и прогнозы о будущем нашей страны, то позитивные, то негативные способны любого сбить с толку. Какова же реальная ситуация в экономике России и чего ждать нам, обычным гражданам? Этой теме посвящен мой сегодняшний обзор.

Экономика России после перехода к рыночной системе

В начале 1990-х годов Россия начала переход к рыночной экономике. Это был долгий и нелегкий период, поскольку новый рыночный подход перевернул сложившуюся основу советского хозяйства и оказался во многом ей противоположным.

Никто толком не знал, как работать в новых условиях, как управлять экономикой. Но несмотря на все трудности, за эти годы страна увеличилась по своему производственному потенциалу. Хотя есть и проблемы, возникающие вследствие как внешних, так и внутренних факторов. Рассмотрим, каковы же особенности современной экономики России.

Естественные монополии

Особенности переходной экономики России состоят в ее противоречивости. Некоторые отрасли хозяйства вышли на новый уровень развития, соответствующий западному, например, военно-промышленный комплекс. В других же продолжается воспроизводство в тех же устаревших формах. Так, большую роль в экономике России продолжают играть естественные монополии.

Экономическая теория дает следующее определение естественной монополии — это рыночный сегмент, где конкуренция неэффективна (например, если речь идет о разработке природных ресурсов). Применительно к российскому рынку более точное определение естественной монополии будет звучать так: это возможность какого-либо субъекта получать большой доход за счет расширения производственных мощностей. Иными словами, это преимущество крупного производства.

К естественным монополиям в России на сегодняшний день относятся:

  • «Российские железные дороги»;
  • ОАО «ЕЭС России»;
  • ОАО «Газпром»;
  • предприятия нефтяного комплекса;
  • авиационная промышленность;
  • производство энергетического оборудования;
  • автомобилестроение и др.

С одной стороны, монополия препятствует свободной конкуренции, но в то же время она позволяет экономить на издержках. Поэтому если просто ликвидировать естественную монополию, издержки вырастут, и, как следствие, повысятся цены на ее продукцию.

Поэтому до тех пор, пока в экономике страны отсутствует иной способ воспроизводства товаров и услуг, кроме монополистического (как, например, случилось с телефонной связью после появления мобильных операторов), единственный метод контролировать монополии — это управлять ими со стороны государства.

Факторы экономического роста

В экономической науке выделяется два типа экономического роста:

  1. экстенсивный, при котором рост объемов производства происходит за счет увеличения производственных факторов — земли, сырья, оборудования, рабочей силы и т.п.;
  2. интенсивный, когда производство увеличивается посредством применения более совершенных технологий и других факторов производства под действием научно-технического прогресса.

В чистом виде экстенсивный и интенсивный экономический рост не прослеживается ни в одной стране мира. Но в нашей стране интенсивный фактор составляет не более 30% в общем приросте товаров и услуг. В Западной Европе, США и Японии доля интенсивных факторов в воспроизводстве имеет долю не менее 50%.

Экономический рост определяется такими факторами, как:

  1. природные ресурсы;
  2. трудовые ресурсы;
  3. основные фонды (оборудование предприятий, транспорт и пр.);
  4. научно-технический прогресс;
  5. совокупный спрос.

Каждый из этих факторов по-своему влияет на развитие экономики, но в то же время все они взаимосвязаны.

В экономике России определяющую роль играет добыча нефти и газа, а большая часть государственных доходов формируется за счет экспорта энергоносителей. В связи с мировыми событиями, происходящими с 2014 года, прослеживается стабильное снижение цен на сырье и энергоресурсы. И это, начиная с 2015 года, приводит к образованию и увеличению дефицита государственного бюджета.

Такая модель экономического роста в современных условиях обнаружила все свои слабые стороны. В сложившейся ситуации возникает острая необходимость построения экономической структуры, которая будет ориентирована не на экспорт сырья и позволит получить устойчивый рост экономики.

Важная роль в создании такой структуры принадлежит государственному сектору. Именно оно может и должно создать условия для разработки и внедрения новых технологий в различные отрасли производства.

Внешнеполитическая ситуация и экономика страны

С конца 2014 и до 2016 года российская экономика обнаружила очевидный спад: сократился ВВП, упала стоимость национальной валюты. Санкционный режим изолировал Россию на международном рынке, она утратила многие внешнеэкономические связи, что еще более усугубило последствия от падения цен на «черное золото». Существенно обременили экономику затраты на поддержку военного сектора в рамках программы модернизации, действующей до 2020 года.

Довольно серьезные экономические проблемы в долгосрочной перспективе может принести демографический спад. В течение последних 10 лет прирост населения страны является минимальным. А это — существенное сокращение рынка трудовых ресурсов в недалеком будущем. Если до сих пор эту ситуацию можно было компенсировать за счет мигрантов, приезжающих работать в нашу страну, то в дальнейшем эта тенденция рискует существенно снизиться вследствие снижения уровня реальных заработных плат.

Старение российского населения говорит еще и о том, что все большее число людей становятся зависимы от государственных выплат в виде пособий, пенсий и т.д., что еще сильнее нагружает бюджет, и без того страдающий от дефицита средств.

С 2017 года в экономике России наблюдается медленный, но положительный рост. Многие аналитики говорят о том, что Россия смогла адаптироваться к внешнеполитическим условиям. Санкции и экономический спад послужили росту выпуска и экспорта товаров, не относящихся к энергоносителям, например, пшеницы. В связи с чем в сельском хозяйстве был зафиксирован рост в среднем на 3%, и он имеет весьма устойчивую тенденцию.

Рост инвестиций в оборонную промышленность, хотя и создает нагрузку на бюджет, но при этом имеет и положительное влияние на экономику страны. Увеличение расходов на производство кораблей, самолетов, космических аппаратов и тому подобного стало стимулом для роста промышленного производства.

Несмотря на то, что экономика России переживает спад, в прогнозах российских и западных экономистов отсутствует вероятность дефолта или крупномасштабного кризиса, такого, какой произошел, например, в 1998 году. Сегодняшняя ситуация отличается меньшим размером государственного долга, а это значит, что стране будет не настолько сложно преодолеть негативные тенденции в экономике.

Смотрите интересное видео по теме, доступное по ссылке:

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

студент магистратуры, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ,

студент магистратуры, экономика природных ресурсов и охраны окружающей среды, СФУ,

студент бакалавриата, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, СФУ,

студент бакалавриата, технологическое предпринимательство, СФУ,

студент магистратуры, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ,

АННОТАЦИЯ

В данной статье определяются особенности современной экономики России, рассматривается уровень ВВП в различные годы, а также темпы прироста ВВП по сравнению с другими странами.

Ключевые слова: экономика, уровень ВВП, темпы прироста ВВП

Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом экономическом пространстве. К особенностям российской экономики относятся следующие характеристики:

1) Экономика России является крупномасштабной, что определено большими размерами территории;

2) Многообразие природных ресурсов – лесных, минеральных, земельных, водных;

3) Социокультурное разнообразие. На территории России проживают представители более 100 национальностей и народностей;

4) Дифференциация региональных показателей хозяйственного и социального развития 85 субъектов Российской Федерации;

5) Экономика России имеет многоукладный характер. После проведения реформ 1990-х гг в России имеется несколько основных укладов: капиталистический, мелкотоварный (мелкие частные предприятия, фермеры, «челноки»), государственный, государственно-частный (смешанный).

С начала 90-х годов ВВП России постоянно снижался. От приватизации госсектора бюджет фактически не пополнялся. Происходил активный вывоз капитала за рубеж. На какое-то время спад замедлило обесценивание накоплений населения — с 90-го по 92 гг. снижение экономических показателей было не таким сильным. С 1990 по 1999 происходил ежегодный спад ВВП от 12% до 33%.

Однако с 2003 по 2013 год рост реального ВВП РФ с учётом инфляции составил лишь 48,2 %. В 2014 году в России началась рецессия из-за падения цен на нефть, санкций западных стран и последовавшего оттока капитала. Рост составил 0,6%. В 2015 году ВВП сократился на 3,7%. Ожидалось, что в 2016-м данная тенденция продолжится. Однако рост составил 0,3% [2].

По данным Росстата, уровень ВВП России в 2017 году окончательно вышел в плюс и рецессия преодолена. Однако согласно экономистам БКС и ФК «Уралсиб» это было достигнуто посредством роста цен на нефть и гособоронзаказа, остальная же экономика либо стагнирует, либо снижается. Согласно данным ВШЭ доля секторов, связанных с добычей сырья, в российском ВВП выросла с 7,8% в 2013 году до 8,2% в 2016-м. Доля оборонных производств и госуправления поднялась с 5,5% до 5,8%, тем самым общий вес в экономике сырьевых и военных отраслей достиг максимума по крайней мере с 2011 года [1].

Экономика РФ сейчас растет почти теми же темпами, что и, например, США или Германия. Это следует из международных сопоставлений Росстата. Но с такими показателями стране не выполнить поставленную президентом Владимиром Путиным задачу – догнать и перегнать мир. Россия могла бы себе позволить «американские» или «немецкие» темпы роста только в том случае, если бы уже сейчас была развитой экономикой. В противном случае рост на 1,5–2% в год рискует окончательно перевести Россию из разряда развивающихся в отстающие.

Взяв за основу данные международной статистики, Росстат провел сопоставление экономических показателей РФ и других стран. И по этому сопоставлению видно, что по темпам экономического роста Россия сейчас находится в одной группе с развитыми государствами, причем РФ по итогам второго квартала даже немного их обогнала.

Рисунок 1. Темпы прироста ВВП во II квартале 2017 года в сравнении с II кварталом 2016 года, в % [4]

Во втором квартале 2017-го ВВП РФ вырос на 2,5% в годовом выражении, а ВВП США – на 2,1%, Германии – на 2,1%, Японии – на 2%, Франции – на 1,8%, Великобритании – на 1,7%. За пределами этой группы остались развивающиеся страны. Причем одни из них – безусловные лидеры, демонстрирующие недостижимые ни для России, ни для развитых государств темпы роста: Индия, Китай. Другие – аутсайдеры, ВВП которых либо вяло растет (ЮАР), либо сокращается – Бразилия.

По прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), российская экономика в 2017–2018 годах будет расти на 1,4% в год, затем вплоть до 2022-го экономический рост в РФ не превысит 1,5% в год. Правительственные прогнозы сейчас почти совпадают с оценками МВФ, разве что только по итогам 2017 года Минэкономразвития (МЭР) ожидает более ощутимый рост. Как сообщил в понедельник глава МЭР Максим Орешкин, его ведомство сохраняет прогноз по росту ВВП в 2017 году на 2%. Базовый прогноз МЭР предполагает, что с 2018-го экономика РФ будет расти на 1,5% в год.

Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан».

В частности, Россия к 2020 году должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни — примерно 72 года [3].

Фактором, определяющим рост российской экономики к 2020 году, должно стать ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а именно формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении.

Общий объём предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз. По прогнозам экспертов к 2020-му году должно завершится догоняющее развитие и экономика России выйдет на новый этап развития [5].

Проблемы и перспективы экономического развития

Проблемы современного этапа экономического развития в России

Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому развитию и экономическому росту:

а) низкая эффективность государственного управления.

Одним из наиболее серьезных препятствий экономическому развития и роста в России в настоящее время является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям экономического развития;

б) отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.

Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и представляет угрозу национальной безопасности России.

Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств.

В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимся финансовым ресурсам;

в) низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.

Остается достаточно высокой доля нерыночного сектора в отдельных отраслях экономики, сохраняется непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду;

г) неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях.

Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, связанные с неразвитостью рынков жилья, капитала и транспортной инфраструктуры, снижают эффективность экономических связей между регионами Российской Федерации.

Одной из важных задач является развитие территорий, имеющих геополитическое значение и требующих разработки отдельных программ, учитывающих особенности их территориального и политического положения;

д) низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и участие в международных экономических процессах, место российской экономики в мировых «цепочках» создания добавленной стоимости.

Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей;

е) слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

Необходимо изменить структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы.

Кроме того, структура российской экономики характеризуется низкой долей продукции малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте. Значительная часть малого бизнеса остается «в тени», не регистрируясь и не платя налоги.

Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях — отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне;

ж) инфраструктурные ограничения экономического роста.

В последнее время экономическое развитие все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последниегоды меры, в том числе по реформированию естественных монополий, не привели к существенному увеличению инвестиций в указанные сектора экономики. Отчасти это связано с отсутствием институциональных условий, обеспечивающих прозрачность их деятельности, а также контроль заэффективным расходованием средств.

С целью решения указанных проблем Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и стимулирование темпов экономического развития и роста.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Кислов Д.С. Основные проблемы развития экономики России на современном этапе / Д.С. Кислов, В.А. Мартьянов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 28-30.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА

СОВРЕМЕ Н НОМ ЭТАПЕ

Д.С. Кислов, с тудент

В.А. Мартьянов, студент

Санкт-Петербургск ий государственн ый экономическ ий университет

(Россия, г . Санкт-Петербург )

Аннотация . В данной статье рассматриваются экономические проблемы, с котор ы ми в данный момент времени сталкивается Российская Федерация. Выявляются причины образования данных проблем, предлагаются возможные варианты их решения , а нализ и руются положительные и отрицательные стороны. Кроме этого, рассматриваются дальнейшие перспективы развития страны после преодоления описанных авторами пр о блем.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, инфляция, инвестиции, теневая эк о номика, научно-технический прогресс.

С недавнего времени многие эксперты стали выдвигать мнение о том, что экон о мика Ро с сии в скором времен и потерпит очередной кризис, последствия которого могут привести к полнейшему краху эк о номики нашей страны в целом. Все нег а тивные явления в эконом и ке копились в течение нескольких десятилетий. Причина их появлений заключалась в неверной р е акции на изменени е условий производства и требований научно-технического пр о гресса . Государство стало стремиться к экстенсивным способам сдерживания н а чавшегося падения роста производства, что неизбежно повлекло за собой большие затраты на расширение топливно-энергетических отраслей, вовлечение в оборот новых ресурсов с их последующим нерациональным использованием. В р е зультате этого произошёл износ о с новных фондов, что отрицательно сказалось на общей производительности труда, на кач е стве продукции и на экологической ситу а ции.

В настоящий момент можно сказать, что состояние экономики нашей страны оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что предприятия всегда призывают развивать свою, как внутреннюю, так и внешнюю, экономику, Российская Фед е рация на данный момент до сих пор ост а ётся лишь сырьём для Запада. На ныне ш нем этапе развития, для того, чтобы эк о номика не зависела от внешних факторов, рассчитывая только лишь на запасы нефти и газа, необходимо инновационное разв и тие промышленности, использование н о вых технологий , а также активное разв и тие интеллектуальных ресурсов России, ибо на данный момент одной из самых а к туальных проблем является так называ е м ая «утечка умов России» на запад . М н о гие профессионалы своего дела всё ч аще начинают уезжать за границу, аргумент и руя тем, что за границей больше возмо ж ностей для реализации своих идей и зад у мок. России, чтобы выйти на новый ур о вень, необходимо давать людям больше экон о мической свободы. На данном этапе развития лишь круп н ый бизнес может чу в ствовать себя относительно уверенно. Мелкие же и средние предприятия нах о дятся в довольно шатком положении. Это отрицательно сказывается на развитие экономи ки в целом, ибо именно крупный бизнес погл ощ ает большинство покупат е лей и не даёт возможности другим реал и зовать себя. В связи с этим проявляется отсутствие ярко выраженной здоровой конкуренции. Это и является одной из причин отставания промышленности и слабого развития технологий, так как п о добных крупных предприятий у нас не много, а следовать и соперничать не с кем, а потому и нет необходимости изобретать или применять новейшие технологии.

Однако можно отметить положител ь ную тенденцию, заключающуюся в том, что после д нее время государство нацелено на поддержку малого и среднего бизнеса. Стали созд а ваться различные программы по поддержке данных участников проце с са экономики.

Ещё одной проблемой можно выделить тот факт, что прибыль, полученная би з несмена, почти сразу выводится из России. В связи с этим те деньги, которые могли б ы успешно работать на Россию, оказыв а ются вложены в экономику других стран. В конце концов п о добная система просто на просто изживёт себя, а это может пр и вести к самому настоящему кризису. К большому сожалению, даже большинство молодёжи, толком не пожив в России, мечтают уехать в другую страну, потому что так же, как и многие учёные, счит а ют, что здесь нет возможностей для саморе а лизации. Многие россияне обеспокоены ро с том социального неравенства, полной беззащитностью перед государственным а ппаратом. Конечно, всё не так плохо, как кажется, на данный момент проводится антикоррупцио н ная политика, различные проверки и ликвидации. Россия довольно сильная держава, а потому многое спосо б на выдержать.

На данный момент можно выделить два пути решения экономич еских проблем – умере н но-оптимистический и жёсткий. Также в связи с последними событиями и развитием отношений с Европой , экон о мика становится всё более нестабильной. Владимир Путин по д писал указ о запрете или сокращении импорта сельскохозяйс т венной продукции из тех стран, которые ввели антироссийские санкции. Он также поручил правительству РФ составить сп и сок тех сельскохозяйственных продуктов, ввоз которых в этом году будет з а прещён или ограничен. Россия ввела ограничения даже для Румынии, хоть эти действия м о гут быть в ущерб нашей стране и нашей экономике. Эти санкции относятся в о с новном ко ввозу коров и говядины. До этого Москва также огласила запрет на импорт соков и м о лочной продукции из Украины, польских овощей и австрали й ской говядины. Безусловно, запрет ввоза некоторых продуктов может спровоцир о вать инфляцию, что, опять же, нег а тивно повлияет на экономику Российской Фед е рации. Но не стоит отрицать, что санкции также положительно повлияют на Россию, так как станут всё больше развиваться внутрихозяйственные секторы, а это зн а чит, что они в дальнейшем будут рассч и тыва ть только на себя и применять новые инновационные подходы в решении во з никающих экономич е ских проблем.

Какие же ещё проблемы можно выд е лить в разви тии нынешней экономики России? Снижение числа работающих , к о торое обусловлено старение м населения и ве дет к усилению пенсионной нагрузки на экономику страны. Замедление темпов роста экономики также связано с неблаг о приятным инвестиционным климатом в стране. Сам Президент РФ одной из пер е довых задач на ближайшее время выделил улучшение инвестиционного кл и мата и сокращение процедур бюрократии. России нужно создать такую модель эконом и ки, которая могла бы стимулировать развитие, способствовать притоку капиталовлож е ния и провоцировать технологическую модернизацию предприятий. В России уже имеется широкая инфраструктура по д держки модернизации производства. Н а пример, технопарки, технико- внедренческие зоны и другое .

Ещё одна проблемы России – теневая экономика, которая с каждым годом всё больше н а бирает обороты. Под теневой экономикой подразумевается вид экон о мики, при котором существуют и фун к ционируют организации, деятельность к о торых незаконна. По-хорошему, компании, осуществляющие свою деятельность в рамках теневой экономики, д олжны быть полностью искоренены . Специалисты, з а нимающиеся исследованием эк о номики страны в целом, твердят, что теневая эк о номика в России наделена аспектами, в которые входят и криминальная, и фи к тивная, и неформальная экономика. Фи к тивную экономику также можно выделить как отдельную проблему экономики Ро с сии, так как все связи в ней создаются только за счё т корру п ционных отношений. Таким образом, можно сделать вывод, что прогнозировать дальнейшее развитие эк о номики России очень сложно и угадать, что ждёт нас дальше, практически нево з можно, ведь ситуация может поменят ь ся буквально за пару месяцев. Сейчас же можно сказать лишь то, что Россия в б у дущем имеет все шансы выйти на н о вый экономический уровень.

1. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы эконом и ки. – 2015. № 10. – С. 5 — 29.

2. Рейнхарт К. М ., Рогофф К. С. На этот р аз все будет иначе. Восемь сто летий финанс о вого безрас судства. – М.: Альпина паблишер , 2012.

3. Эйхенгрин Б. Зеркальная галерея: Великая депрессия, Великая рецессия, усвоенные и неусвоенные уроки истории. – М.: Изд-во Института Гайдара. – 2016.

THE MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY AT

THE PRESENT STAGE

D.S. Kislov , student

V.A. Mart yanov , student

Saint-Petersburg st ate university of economics

Abstract. This article discusses economic challenges at this time faced Russian Federation. The reasons of the formation of these problems, proposes possible solutions, analyzes the pos i tive and negative sides. In addition, discusses the future prospects of the country’s d e velopment after overcoming the described problems.

Keywords: small business, medium business, inflation, investment, shadow economy, scie n tific and technological progress.

Эссе на тему: современные экономические проблемы России. Выводы и перспективы

Начав изучать национальную экономику, я поставила для себя несколько основных проблем РФ.

Первая проблема, которую я бы хотела рассмотреть — высокий уровень инфляции. Цены растут, а зарплата остается теми же, что и были, что люди зарабатывают, то и проедают, денег лишь хватает на необходимые нужды, продукты, лекарства, одежду. Необходимо понижать уровень инфляции, бороться с инфляцией, иначе она перейдет в гиперинфляцию, и вплоть до того, что богатые слои населения скоро обнищают.

Второй серьезной проблемой в Российской экономике я бы выделила бюрократию. Полнейшая бюрократизация всех сфер жизни является отличной составляющей развитию коррупции. Коррупция и бюрократия являются злейшими врагами как населению, так и законодательству, верней его применению, что ведет к сбоям в системе государственного управления и государственной стабильности.

Россию считают одной из самых коррумпированных в мире. Проблема коррупции давно остро стоит в государстве. Коррупция является одним из самых раздражающих факторов всего российского населения. С коррупцией невозможно решить ни одну политическую проблему. Верховная власть может рассказывать сколь угодно о истреблении коррупции в государстве, но только сдвига с мертвой точки нет. Но чтобы программы и планы реализовать, нужны миллионы честных и принципиальных чиновников, которые не будут требовать взяток, честно выполняя свою работу. Коррупция, на мой взгляд, самая обострившаяся проблема в государстве. Экономические проблемы влияют и на уровень, и на качество жизни населения. Неудивительно, что многие хотят уехать из страны, людей не устраивает происходящее: социальное неравенство и несправедливость. Наличие коррупции тормозит естественное развитие экономики в сторону ее действенного улучшения.

Важной задачей на сегодняшний день для РФ является поддержка малого и среднего бизнеса, это одна из основополагающих частей экономики страны в целом. В советское время предпринимательство было делом запрещенным, эпоха Ельцина дала хороший стимул для развития крупных компаний. После чего крупный бизнес в стране стал, развит — полно разных структур и корпораций, создаются огромные холдинги, судостроение, автомобилестроение, производство станков, улучшение отраслей созданных раннее. А вот малый и средний бизнес все еще недоразвиты, они в устое — им занимаются всего 8 млн. россиян, да и существует он лишь в крупных городах. Чтобы улучшить экономику нужно создать удобства, чтобы бизнес пошел и в малые города. Это приведет к тотальному уменьшению безработицы — личное дело откроет большая часть населения, заработать сможет практически каждый россиянин.

В своем эссе я пыталась выделить и рассмотреть несколько наиважнейших, на мой взгляд, очень серьезных проблем, влияющих на жизнь российских граждан, ликвидация которых улучшит качество жизни населения.

Проблемы и перспективы экономического роста в современной России. Возможен ли прогресс?

7 мая 2018 года президент России издал указ №204. Этот документ посвящен стратегическим задачам, относящимся к развитию страны в течение 2018–2024 года и целям, которые нации требуется достичь в течение этого периода, в том числе он затрагивает проблемы и перспективы экономического роста в России. В соответствии с этим документом в продолжение ряда последующих лет страна должна совершить прорыв в своем развитии в экономической сфере. При этом установлены параметры, по которым предполагается определять, состоялся ли данный прорыв. В их качестве принимают наличие России в конце этого периода в пятерке стран с самым большим ВВП. Однако следует иметь в виду, что одного подобного попадания экономики страны в этот топ не будет достаточно, чтобы сделать заключение о подобном прорыве. Это подтверждается опытом различных государств. В соответствии с ним если та или иная экономика растет со скоростью, которая превышает коэффициент роста всего мирового хозяйства в целом, то этой информации недостаточно, чтобы заключить, что в данной экономике имеет место именно прорывное развитие.

Это важно! Прорыв в прямом смысле этого слова предполагает, что движение вперед идет в быстром темпе, при этом мешающие прогрессу барьеры легко одолеваются и в итоге субъект, осуществивший прорыв, переходит в совершенно новое состояние, которого ранее не было, а не просто в чуть лучшее.

Полный текст Указа президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года опубликован в открытом доступе.

Существует два условия, наличие которых дает возможность говорить о том, что определенное государство испытывает именно экономический рывок:

  • скорость роста экономики больше чем двукратная по отношению к среднему показателю для стран, относящихся к группе, в которую входит и данная (либо среди развитых, либо среди развивающихся);
  • такое превышение, как в предыдущем пункте, наблюдается в продолжение как минимум трех лет кряду.

Именно применяя эти два критерия, можно установить, какие государства и в какие эпохи действительно испытывали прорыв в экономике, которая росла у них взрывным образом. В частности, проблемы экономического роста в России связаны с тем, что в настоящее время неясно, будут ли соблюдены названные условия.

В категории развитых государств, начиная с 1980 года, такой рывок имел место в общей сложности в одиннадцати. В течение этих лет прорыв отмечался в Греции, Мальте, Люксембурге, Ирландии.

В категории развивающихся в течение ряда последних десятилетий имел место экономический рывок всего в 43 случаях (всего стран в данной категории 193). Среди этих успешных примеров Индия, Китай, Южная Корея, Таиланд, Экваториальная Гвинея, Мальдивы и ряд прочих.

Среди факторов, которые способствовали возникновению экономического прорыва в государствах, включенных в категории развитых, требуется назвать:

  • низкий уровень налогов;
  • конкурентоспособный уровень заработков у трудовой силы (иначе говоря), также невысокий;
  • высокий уровень квалификации рабочей силы (это понятие включает в частности знание английского);
  • эффективный сектор услуг;
  • наличие экспортных отраслей, относящихся к несырьевому сектору;
  • значительный показатель доверия со стороны инвесторов из-за рубежа (т.е. инвестиционная привлекательность);
  • стабильная ситуация в экономике;
  • отсутствие негативных факторов геополитического характера.

Также существует ряд мер, введение которых дает возможность развивающимся странам добиться рывка. Среди них:

  • поэтапная либерализация хозяйства страны, производимая с вниманием в ее специфике, уменьшение влияния экономики на политику;
  • рост объемов инвестиций из-за рубежа, поступающих в самые многообещающие отрасли;
  • ориентация ключевых сфер хозяйства на экспорт (низкая стоимость валюты страны, умеренный уровень зарплат);
  • создание механизма внутригосударственного распределения доходов между населением;
  • заимствование новейших технологий;
  • переобучение рабочей силы;
  • увеличение доли промышленности за счет сельского хозяйства, рост технологического оснащения промышленности;
  • развитие сферы услуг.

Для всех государств, которых интересовали перспективы экономического роста, был характерен упор на иностранные инвестиции.

Каким образом добьются рывка в нашей стране?

Итак, в изданном главой государства Путиным майском указе, посвященном проблемам экономического роста в России 2018, приводятся цели, которых необходимо достичь. В частности там говорится о необходимости того, чтобы Россия вошла в число пяти самых больших глобальных экономик. С этой целью требуется:

  • увеличить численность рабочей силы в стране;
  • повысить уровень экономической активности кадров;
  • нарастить показатель инвестиций в основной капитал до четверти ВВП и улучшить их качество.

Кроме того, необходимо добиться следующего:

  • улучшить климат для инвесторов, убрав законодательные барьеры;
  • совершенствовать инфраструктуру, включая энергетическую и транспортную;
  • создать на финансовом рынке доверительную и в то же время конкурентную среду, при этом не забывая и о ее стабильности;
  • улучшить производительность труда;
  • поддержка среднего и малого бизнеса;
  • повысить конкурентоспособность отечественных изделий, также поддержать экспорт оказываемых российскими компаниями услуг.

Проблемы экономического роста в современной России могут быть решены, если удастся добиться целей, приведенных в этом перечне.

В частности существенная задача — повысить часть ВВП, которая направляется на инвестиции, до показателя в четверть его объема (т.е. в 25%). С этой целью отечественное правительство намеревается:

  • стабилизировать российские налоги;
  • добиться предсказуемости взимаемых тарифов;
  • уменьшить риски уголовного преследования при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • поддержать уровень конкуренции;
  • уменьшить присутствие государственной власти в экономике.

Также перспективы экономического роста в России определяются тем, удастся ли внедрить целый ряд критических технологий, в том числе относящихся к блокчейну и искусственному интеллекту, цифровизации хозяйства. Кроме того, предусмотрено проведение политики импортозамещения и развития инфраструктуры.

Осенью 2018 года был сформирован перечень проектов, обладающих социальным значением. Российский бизнес приглашается к инвестированию в эти проекты, число которых в общей сложности составляет примерно 400, а их совокупная стоимость которых достигает 11 триллионов рублей. Максимальный объем инвестиций предполагается в инфраструктуру, наряду с этим деньги будут вкладываться металлургию (прежде всего в производство алюминия) и угольную отрасль.

Также планируется развитие транспорта. В продолжение следующих шести лет развернется инфраструктурное строительство, связанное с возведением железных дорог и автомобильных трасс (включая скоростные магистрали), а также аэропортов.

В то же время стоит помнить, что наряду с инвестициями значение имеют и иные из вышеназванных факторов экономического роста. И многие из них свидетельствуют отнюдь не в пользу страны. Вряд ли в настоящее время удастся добиться невысокой налоговой нагрузки. Также страна не является привлекательной для зарубежного капитала (в России наблюдается отток капитала). В частности не имеет смысл ожидать, что в самые перспективные отрасли экономики будут вложены средства из-за рубежа. Также они вряд ли окажутся переориентированными на экспорт. Мало шансов, что в Россию поступят самые перспективные технологии. Наконец, не слишком благоприятна и геополитическая ситуация, в частности, связанная с наложенными на страну санкциями.

В результате можно высказать предположение, что с большой вероятностью такая цель как экономический рывок, параметры которого были приведены выше, Россией достигнуты не будут. И в число пяти самых крупных экономик мира страна с большой вероятностью не войдет.

Особенности современной экономики России

Сегодня экономика России существенно отличается от первого, переходного этапа к рынку, который в начале 1990-х гг. перевернул сложившуюся экономическую основу советского хозяйства. Экономика России за годы советской власти увеличилась по производственному потенциалу почти в пятьдесят раз. Одно это обстоятельство создавало гигантские трудности управления хозяйством. Но это же обстоятельство расширяло возможности разнообразных форм кооперации труда, роста концентрации производства и повышения производительности труда.

Естественные монополии в экономике России. В своем индустриальном развитии экономика России приобрела противоречивые качества. С одной стороны, она в некоторых отраслях достигла уровня технологического развития, соответствующего развитым странам Запада, главным образом в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК).

С другой стороны, в России продолжается воспроизводство технологических форм, которые на Западе ушли в прошлое как неэффективные. Промышленная структура экономики приобрела деформированный вид. Как считали многие экономисты, все народное хозяйство развивалось по модели одной из ее отраслей — черной металлургии, характерной чертой которой было то, что едва ли не половина новых капиталовложений шла просто на сохранение ее прежних масштабов. Преодоление деформаций промышленной структуры экономики требовало большого внимания к ее производственно-технологической стороне, а также разработки серьезной промышленной политики, учитывающей, что островами, сохраняющими экономическую целостность России, являются естественные монополии и естественные олигополии.

С точки зрения современной экономической теории естественная монополия представляет собой такое явление рыночной экономики, где конкуренция неэффективна. Однако неверно понимать под естественной монополией только те структуры, которые связаны с естественными или природными ресурсами. Наиболее общее определение может быть следующим: естественная монополия возникает тогда, когда определенный субъект рынка в течение длительного времени имеет возможность получать высокую отдачу от роста масштабов производства. Другими словами, естественная монополия (или олигополия) возникает там, где действует закон преимущества крупного производства. В число Российских естественных монополий входят РАО «Российские железные дороги», единая энергосистема России в лице ОАО «РАО “ЕЭС России”», ОАО «Газпром», нефтяной комплекс, предприятия авиационной промышленности, производство энергетического оборудования, предприятия современного автомобилестроения и ряд других производств. Специфика естественной монополии заключается в том, что как монополия она препятствует свободной конкуренции, но как воспроизводственная структура она дает экономию издержек. Эти выгоды могут попасть в руки определенных лиц, которые будут диктовать свои условия, свои цены. Однако просто директивно ликвидировать естественную монополию — значит повысить издержки. Как следствие, неминуемо повышение цен на продукцию естественной монополии, т.е. может наблюдаться такое явление, как инфляция издержек.

Очевидна социальная неблагоприятность подобного решения. Отсюда вывод: естественная монополия может быть ликвидирована единственным способом — появлением нового технологического способа создания тех же самых благ и услуг, как, например, произошло в телефонной связи с появлением мобильных систем. В остальном же естественные монополии (и олигополии) должны быть под непрерывным контролем, а возможно, и прямым управлением со стороны государства. Важно при этом, чтобы государство стимулировало, создавало условия поиска технологических нововведений, поддерживало научно-технический прогресс как фактор экономического роста страны.

Экономический рост и его факторы. Сегодня под экономическим ростом понимается характер функционирования национальной экономики как таковой. В экономической теории под конечной целью экономического роста понимают потребление, а в качестве непосредственной цели — прибыль.

В большинстве случаев прибыль определяет тип экономического роста. Обычно экономистами рассматриваются два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный тип экономического роста соответствует такому экономическому состоянию, когда в стране увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет использования большего количества факторов производства, т.е. земли, сырья, оборудования, рабочей силы и т.д. Интенсивный тип экономического роста наблюдается там, где прирост объема производства обеспечивается за счет применения более совершенных факторов производства, т.е. за счет элементов НТП.

Следует отметить, что в чистом виде не существует ни экстенсивного, ни интенсивного типа экономического роста. Например, в нашей стране сейчас прирост национального дохода обеспечивается за счет интенсивных факторов лишь на 20—30%, в то время как в Западной Европе, США и Японии этот показатель превышает 50%. С количественных позиций экономический рост характеризуется показателями, принятыми во всем мире. Это прежде всего темпы экономического роста, а также показатели ВНП, ВВП, национального дохода, национального богатства и т.д.

Экономический рост во всех своих проявлениях зависит от следующих факторов:

  1. природные ресурсы — земля, полезные ископаемые, вода и ее ресурсы, воздух и его ресурсы и пр.;
  2. трудовые ресурсы,
  3. основной капитал (основные фонды) — оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.;
  4. научно-технический прогресс (НТП);
  5. совокупный спрос.

Каждый из этих факторов постоянно изменяется в зависимости от других и выполняет различные функции в воздействии на экономический рост. Измеряются факторы экономического роста различными показателями: ценностными и натуральными. С экономических позиций первые четыре фактора экономического роста представляют собой факторы предложения, так как прямо или косвенно воздействуют на увеличение экономического роста. Пятый фактор — это фактор спроса, который в условиях не только бездефицитной, но и дефицитной экономики стимулирует производство товаров и услуг. Все факторы взаимосвязаны между собой, в том числе и факторы предложения и спроса. Взаимодействие факторов иллюстрирует кривая производственных возможностей (рис. 21.1).

График показывает, что увеличение объема отдельного фактора или совокупности факторов приводит к смещению кривой производственных возможностей с позиции АБ в позицию ВГ. Реальная же кривая производственных возможностей находится внутри площади АВГБ, при этом положение кривой ВГ определяется, с одной стороны, соотношением спроса и предложения товаров и услуг, а с другой стороны, абсолютной величиной предложения, т.е. действительными производственными мощностями производства.

Экономический рост, его факторы отражают функционирование национальной экономики в целом. Сегодня в большинстве стран, как уже говорилось, преобладает смешанная экономика, где государственному сектору принадлежит важная роль. В смешанной экономике роль государства возрастает. Сегодня государство — необходимый фактор обеспечения социальной стабильности, национальной безопасности, обеспечения конкурентоспособности экономики, научно-технического развития страны.

В современных условиях государство является важнейшим фактором координации становления всех структур современной развитой индустриальной экономики.

Решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики является наличие условий, предпосылок, возможностей осуществления нововведений и внедрения новых технологий. Именно в этой области будут осуществляться необходимые кооперация и координация усилий правительства, бизнеса, научных, академических центров и университетов.

Перспективы России не безнадежны, если будет обеспечена большая степень координации внутри страны. Ресурсы и предпосылки к этому в России есть. Необходимы реальные целенаправленные усилия.

Процесс реформирования Российской экономики оказался очень длительным и еще далеко не завершен. Но, пройдя наиболее тяжелый этап реформ, современная Россия сумела сохранить положение в группе ведущих экономически развитых стран мира.

Российская экономика в начале XXI в. нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Назрела необходимость резкого оживления внутреннего производителя, подъема инвестиционной активности, а главное — окончательного закрепления рыночных приоритетов в сознании масс и в институциональных формах современной экономики.

Главная задача современной России — найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальную реализацию человеческого потенциала. Сегодня Россия имеет уникальный исторический шанс занять достойное положение в современном глобальном обществе мировых цивилизаций.

Тема 7.3 Особенности современной экономики России

Переход к рыночной модели был одобрен в октябре 1991 года. В январе 1992 года была проведена либерализация цен при сохранившейся монополизации производства и рынка, что привело к росту цен к концу 1992 года в 150 раз. Правительство проводит жесткую монитористскую политику: задержка зарплаты, пособий и пр. Только к 1996 году удалось снизить инфляцию до 1% в месяц. Была проведена конфискация денежных сбережений людей, снижение жизненного уровня, социальная незащищенность населения.

В итоге удалось насытить рынок потребительскими товарами, благодаря чему началось реформирование рыночного механизма ценообразования. Относительная финансовая стабильность была достигнута за счет внешнего долга. Происходит отказ от системы централизованного планирования, сокращение дотаций промышленности и сельскому хозяйству привели к банкротствам и падению ВВП. Оставалась жесткая налоговая система. Происходит либерализация внешней торговли, что привело к затовариванию российского внутреннего рынка относительно дешевой и качественной продукцией. Это привело к еще большему усугублению кризиса отечественной промышленности.

В тяжелом положении оказались наукоемкие отросли промышленности: 1) Машиностроение 2) Электронная промышленность 3) Электротехническая промышленность 4) Военная промышленность. Сократилось производство сельскохозяйственной продукции, т.к. были сокращены государственные субсидии, произошли утечка рабочей силы и разрушение технической базы. Не была реализована программа по приватизации и разгосударствлению (процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности в экономике). Формы приватизации:

1) Бесплатная раздача гражданам части государственной собственности

2) Аренда с последующим выкупом

3) Преобразование государственных предприятий в АО

4) Выкуп предприятия на конкурсной основе В 1992 – 1993 годах всем гражданам РФ раздали ваучеры.

Под экономическим ростом понимается такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный объем производства (ВВП). Мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения.

Состояние инвестиционного климата в современной России

На фоне политической стабильности, а также благодаря необычайно благоприятным конъюнктурным условиям, сложившимся на внешнем рынке для основных статей российского экспорта, т.е. для сырья, стала возможна стабилизация экономической ситуации, необходимая для проведения дальнейших реформ в области социально-экономической политики, направленных на дальнейшую интеграцию России в мировое сообщество.

Сложившаяся в 2000 г. динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста. Официальные золотовалютные резервы увеличены более чем вдвое и полностью обеспечивают денежную базу, сокращен отток капитала, поддерживается стабильность курса национальной валюты, происходит снижение реальных процентных ставок.

Макроэкономическая ситуация должна быть использована для активизации структурных реформ в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный экономический рост. Кроме того, это позволит усилить роль банков и других финансовых институтов в реализации возможности не инфляционного экономического роста.

В то же время, большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохранилось, так как они связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства. Зависимость динамики фондового рынка в большей степени от ситуации на фондовых рынках США, нежели от состояния российской экономики, хранение сбережений населения в форме наличной валюты, стагнация притока прямых иностранных инвестиций и высокий отток капитала свидетельствуют о сохранении у большинства потенциальных инвесторов недоверия к политике российского правительства и низкой оценке привлекательности вложений в российскую экономику. Перелома тенденции пока не произошло, а впечатляющий рост инвестиций несоизмерим с масштабом инвестиционного спада за прошедшее десятилетие.

Россия в мировом хозяйстве

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень участия страны в мировой экономике, является экспортная квота — отношение объема экспорта товаров и услуг к объему ВВП. Величина экспортной квоты в России в 1997 г. достигла 16,5%, если оценивать ВВП по паритету покупательной способности в 0,6 млрд долл., и менее 10%, если его оценивать в 1 трлн. долл. Для сравнения укажем, что в 1913 г. экспортная квота в Российской империи составляла около 10% ВВП. В Советском Союзе она сократилась к концу 30-х гг. до 2-3% ВВП, а в 50-70-х гг. возросла до 5-7% ВВП и превысила 10% в 1990 г. Значительный рост экспортной квоты в России в 90-х гг. объясняется, во-первых, превращением во внешнеторговые сделки прежних поставок между Россией и другими республиками СССР; во-вторых, значительным ростом экспортных поставок вследствие резкого сжатия внутреннего спроса.

Экспортная квота по ряду важнейших товаров российского вывоза увеличилась с 1992 по 1996 гг. в следующих размерах, %: сырой нефти— с 35,4 до 43,0; нефтепродуктам — с 14,8 до 33,0; природному газу — с 30,2 до 36,5; минеральным удобрениям — с 69,3 до 74,4; целлюлозе — с 40,8 до 83,0. Столь высокий уровень экспортной квоты представляет собой предел возможностей вывоза данной продукции.

Одновременно резко возросло в 90-е гг. значение импорта в потреблении многих товаров производственного и непроизводственного назначения. Это было вызвано либерализацией внешнеэкономической деятельности России и выявившейся неконкурентоспособностью продукции подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности. В результате в общих затратах российских предприятий на приобретение машин и оборудования доля импорта превысила 60% в середине 90-х гг. против 15—20% десятилетием ранее. Доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов розничной торговли достигла в 1997 г. 49,5% (по сравнению с 12-15% в середине 80-х гг.). Удельный вес импортных поставок в указанном году составлял, % к общему объему продаж: по бытовой радиоэлектронной аппаратуре — 87; электротоварам — 65; моющим средствам — 49; парфюмерным и косметическим товарам — 67; обуви — 88; трикотажным изделиям—81. По продовольствию доля импорта, по официальной оценке, составляла 35—36% розничного товарооборота (против примерно 30% в середине 80-х гг.).

За счет закупок за рубежом в 1997 г. удовлетворялось 34% потребностей розничной торговли в мясе и мясопродуктах, 50 %— рыбе, 27% — масле животном, 42% — масле растительном, 18% молоке и молочных продуктах. В 90-х гг. сложилась устойчивая ориентация многих отраслей пищевой промышленности на импортное сырье.

Конкурентные преимущества и слабости России

К потенциальным конкурентным преимуществам России относятся:

1) крупные природные ресурсы (минеральные, земельные, водные, лесные), имеющие по некоторым видам мировое значение;

2) многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;

3) значительные масштабы накопленных основных производственных фондов народного хозяйства;

4) наличие в некоторых отраслях промышленности (главным образом в военно-промышленном комплексе) уникальных передовых технологий, опирающихся на достижения российской науки.

Однако реализации этих преимуществ препятствует целый ряд конкурентных слабостей российской экономики:

— преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в ВПК;

— чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства;

— огромный износ основных фондов;

— весьма ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;

— значительная политическая, экономическая и социальная нестабильность;

— засилье бюрократии и криминализация экономики;

— резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов России.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Сегодня экономика России существенно отличается от первого, переходного этапа к рынку, который в начале 1990-х гг. перевернул сложившуюся экономическую основу советского хозяйства. Экономика России за годы советской власти увеличилась по производственному потенциалу почти в пятьдесят раз. Одно это обстоятельство создавало гигантские трудности управления хозяйством. Но это же обстоятельство расширяло возможности разнообразных форм кооперации труда, роста концентрации производства и повышения производительности труда.

Естественные монополии в экономике России

В своем индустриальном развитии экономика России приобрела противоречивые качества. С одной стороны, она в некоторых отраслях достигла уровня технологического развития, соответствующего развитым странам Запада, главным образом в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК). С другой стороны, в России продолжается воспроизводство технологических форм, которые на Западе ушли в прошлое как неэффективные. Промышленная структура экономики приобрела деформированный вид. Как считали многие экономисты, все народное хозяйство развивалось по модели одной из се отраслей — черной металлургии, характерной чертой которой было то, что едва ли не половина новых капиталовложений шла просто на сохранение ее прежних масштабов. Преодоление деформаций промышленной структуры экономики требовало большого внимания к ее производственно-технологической стороне, а также разработки серьезной промышленной политики, учитывающей, что островами, сохраняющими экономическую целостность России, являются естественные монополии и естественные олигополии.

С точки зрения современной экономической теории естественная монополия представляет собой такое явление рыночной экономики, где конкуренция неэффективна. Однако неверно понимать под естественной монополией только те структуры, которые связаны с естественными или природными ресурсами. Наиболее общее определение может быть следующим: естественная монополия возникает тогда, когда определенный субъект рынка в течение длительного времени имеет возможность получать высокую отдачу от роста масштабов производства. Другими словами, естественная монополия (или олигополия) возникает там, где действует закон преимущества крупного производства. В число Российских естественных монополий входят РАО «Российские железные дороги», единая энергосистема России в лице ОАО «РАО «ЕЭС России»», ОАО «Газпром», нефтяной комплекс, предприятия авиационной промышленности, производство энергетического оборудования, предприятия современного автомобилестроения и ряд других производств. Специфика естественной монополии заключается в том, что как монополия она препятствует свободной конкуренции, но как воспроизводственная структура она дает экономию издержек. Эти выгоды могут попасть в руки определенных лиц, которые будут диктовать свои условия, свои цены. Однако просто директивно ликвидировать естественную монополию — значит повысить издержки. Как следствие, неминуемо повышение цен на продукцию естественной монополии, т.е. может наблюдаться такое явление, как инфляция издержек. Очевидна социальная неблагоприятность подобного решения. Отсюда вывод: естественная монополия может быть ликвидирована единственным способом — появлением нового технологического способа создания тех же самых благ и услуг, как, например, произошло в телефонной связи с появлением мобильных систем. В остальном же естественные монополии (и олигополии) должны быть под непрерывным контролем, а возможно, и прямым управлением со стороны государства. Важно при этом, чтобы государство стимулировало, создавало условия поиска технологических нововведений, поддерживало научно-технический прогресс как фактор экономического роста страны.

ТОП-5 главных проблем российской экономики и их решение

Российская экономика немного стабилизировалась после падения курса рубля до критического уровня и введения санкций международным сообществом, однако ситуация все еще остается напряженной. Существенное влияние на российскую экономику оказывают события политического, экономического и культурного характера. Внешние инвестиции, экспорт, а также многочисленные подножки со стороны соседних стран угрожают авторитету России, развитию и темпам роста, а также формируют новые проблемы российской экономики.

Ситуацию усложняет низкая инвестиционная привлекательность страны – предприниматели могут развиваться исключительно за счет собственных или заемных средств. Учитывая дефицит финансов, уменьшается количество рабочих мест, а размер заработной платы остается на прежнем уровне при постоянном росте цен на продукты и коммунальные услуги. Таким образом, проблемы экономики России остро ощущают бедные слои населения.

Усугубляет положение многообещающий предвыборный оптимизм – сказки политиков про беззаботную жизнь, что впоследствии отрицательно сказывается на судьбах граждан и руководителях мелких компаний, которые продолжают увеличивать объем кредитных обязательств, надеясь на улучшение финансовой обстановки. Грустно осознавать, что экономика и политика России тесно связаны, ведь это мешает чиновникам грамотно управлять страной.

Основные проблемы российской экономики

Проанализировав публикации отечественных специалистов, а также отчеты аналитиков из S&P, можно выделить ТОП-5 наиболее значимых проблем экономики России, устранив которые в недалекой перспективе удастся сформировать успешное государство и воспитать сильное общество.

Среди основных проблем российской экономики выделим:

– резкие непредсказуемые колебания цен на газ и нефть;

– недостаточно слаженная работа правительства;

– плохой инвестиционный климат, отсутствие честной конкуренции;

– плохое развитие инфраструктуры, энергетического сектора;

– старение населения и низкая производительность труда.

Давайте подробно проанализируем каждую проблему и попытаемся установить пути выхода из возникшей ситуации, ориентируясь на опыт зарубежных коллег, а также многочисленные рекомендации экспертов.

ПРОБЛЕМА № 1. Резкие непредсказуемые колебания цен на газ и нефть.

Экономика России серьезно подвержена колебанию цен на нефть, которые могут возникнуть из-за конфликта США и Ирана, увеличение трубопроводных мощностей на территории Америки или других ситуаций экономического или военного характера. Экономика и политика России моментально реагирует на события, которые произошли во многих странах, таких как Китай, США, Япония и пр.

ПРОБЛЕМА № 2. Постоянная критика в сторону других государств.

Необдуманные поступки медийных лиц, чиновников и финансовых экспертов вносят некую настороженность, как со стороны населения, так и политической элиты, что создает напряженные отношения между Россией и развитыми странами. Непродуманная внешнеполитическая деятельность создает проблемы российской экономике, причем достаточно серьезные.

ПРОБЛЕМА № 3. Привлечение иностранных инвестиций.

Участие государства во многих аспектах хозяйственной деятельности крупных международных компаний и небольших национальных фирм существенно подрывает авторитет страны среди инвесторов, которых и так до ужаса пугают санкции мирового сообщества. По последним данным, Индекс деловой активности PMI существенно снизился, что указывает на депрессивный настрой и пессимистические ожидания управленцев, которые видят, как экономика и политика России барахтаются, чтобы удержаться на плаву.

ПРОБЛЕМА № 4. Развитие инфраструктуры.

Учитывая объемы финансирования на строительство новых дорог и воздушного транспорта, Россия все еще остается аутсайдером. Транспортировка грузов железнодорожным способом все еще обходится дороже автомобильных перевозок, что совершенно несвойственно для развитых стран. Нужно срочно предпринимать меры, контролируя использование каждого рубля, выделенного на развитие отрасли.

Проблема № 5. Старение населения и низкая производительность труда.

Уменьшение численности рабочей силы, а также наличие морально и физически устаревшего оборудования и технологий сдерживает потенциал российской экономики, который, по оценкам экспертов, действительно высокий. Ситуация может наладиться, если руководители государственных и частных компаний будут больше внимания уделять обучению персонала, обновлению основных фондов и улучшению условий труда.

Решение проблем и экономическая политика России

Если говорить кратко, нужно побороть коррупцию, увеличить производительность труда, создать новые рабочие места, а также улучшить инвестиционный климат страны, осуществляя грамотную внешнеэкономическую деятельность. Стремительное развитие инфраструктуры и уменьшение политического влияния на хозяйственные процессы позволит быстро и практически безболезненно решить проблемы российской экономики, которых вдоволь накопилось. Нужно постепенно отойти от ручного управления экономикой, основываясь на опыте Китая, вовремя осознавшего, что развитие государства возможно только при уменьшении влияния небольшой группы граждан на все сферы деятельности и социально-экономические процессы.

Ссылка на основную публикацию