Социальная работа в США

Социальная работа в США

Государственная система социального обеспечения в США

Отличительной характеристикой социальной работы в США является децентрализация, проявляющаяся в наличии и осуществлении различных социальных программ на разных уровнях (федеральном, штата, муниципальном).

Такая система социальной защиты позволяет наиболее полно реализовать социальные потребности населения в любом регионе страны. Разные форма системы социальной защиты имеют различные источники финансирования. К основным формы государственной системы социального обеспечения:

  1. Социальное страхование. Страховые фонды формируются за счет налогов с предпринимателей (берется конкретный процент относительно фонда заработной платы), трудящихся (процент к зарплате), лицсвободных профессий, священников, врачей и др. (более 14% доходов).
  2. Государственное вспомоществование. Бюджетные фонды образуются засчет ассигнований из бюджетов местных органов власти, бюджетов штатов, средств государственного бюджета.

В 1935 г. в США был принят Закон о социальном страховании, распространяющийся на рабочих и служащих частного сектора и устанавливающий следующие виды страхования:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • пособия по безработице;
  • пенсии по старости;
  • пособия отдельным категориям населения (сиротам, инвалидам);
  • пособия по нетрудоспособности, не связанные с производственным травматизмом;
  • пенсии по утрате кормильца;
  • медицинское страхование граждан в возрасте 65 лети более.

Для федеральных гражданских служащих, железнодорожников, военнослужащих и ветеранов была установлена специальная система страхования.

Государственное страхование не распространяется на работников мелких предприятий, некоторых категорий трудящихся, сельскохозяйственных рабочих.

На уровне штатов есть особые программы страхования на случай профессиональных заболеваний или производственного травматизма. В основном компенсация за травмы на производстве или гибель выплачивается частными страховыми компаниями.

Частные системы страхования в Америке

Частные системы страхования в США дополняют систему государственного страхования. Существует две формы частной системы страхования – индивидуальная и коллективная по месту работы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Большая часть трудящихся страны охвачена частным пенсионным обеспечением. Пенсионные фонды складываются из взносов профсоюзов, предпринимателей, неорганизованных рабочих и служащих. Частная пенсия выплачивается после 10 лет непрерывного стажа на одно предприятии или фирме.

В Америке широко распространены дополнительные выплаты: дополнительные пособия по безработице, оплата больничных листов и отпусков, субсидии на юридические услуги и продолжение образования.

Социальная работа с малообеспеченными слоями населения в США

С 60-х гг. XX века получило распространение вспомоществование бедным слоям населения. Нацеленное на обеспечение гарантированной материальной поддержки семей с детьми, инвалидов, престарелых, неполных или многодетных семей, нуждающихся в жилищной, продовольственной или медицинской помощи.

Гарантированный государством доход бедным соответствует «черте бедности», систематически корректируется в соответствии с уровнем инфляции и повышается за счет бюджетных средств штатов.

Семьи с низкими доходами могут получать жилищные субсидии, составляющие порядка 2 тыс. долларов в год на семью.

Продовольственная помощь осуществляется путем предоставления продуктовых наборов, бесплатных школьных завтраков, помощи матерям с детьми до 1 года и др. Продуктовые наборы могут получать семьи ил отдельные граждане, чей доход не превышает 125% от дохода «черты бедности».

Социальная работа с отдельными категориями граждан

В США существуют особые формы и приемы работы с отдельными категориями населения. Рассмотрим основные из них.

Пожилые граждане и инвалиды. Для социального обслуживания данной категории граждан на федеральном уровне создаются различные фонды и услуги: медицинское обслуживание, пенсии по старости, продовольственное обеспечение, обеспечение недорогим жильем, организация занятости, транспортных услуг и т.д. Практикуется помощь на дому, работа добровольцев, шефская помощь, обслуживание в дневных больницах, сочетание стационарного обслуживания с диспансерным, периодические курсы оздоровительного лечения и др. предусмотрена адаптационная подготовка, включающая обучение пользования разными техническими средствами, создание условий для пользования транспортом, обустройство квартиры специальными приспособлениями для облегчения процессов жизнедеятельности и др.

Дети. Специальные учреждения социальной защиты детей предоставляют ряд услуг: организация групп профессионального обучения для родителей и предоставление помощи по трудоустройству; организация для одиноких матерей при городских центрах здоровья специальных служб; обеспечение присмотра за детьми работающих родителей; создание служб по защите детей, подвергающихся насилию; помощь детям в получении образования; организация и последующее инспектирование детских домов; социальная работа с приемными семьями, помощь в адаптации ребенка; помощь в ведении домашнего хозяйства. Особая социальная работа проводится с бездомными и сбежавшими из дома детьми, включающая индивидуальные и групповые консультации, помещение ребенка в специальные общежития или приюты, беседы с родителями с целью возвращения ребенка, работа «телефонов доверия» и др.

Подростки «группы риска» и несовершеннолетние правонарушители. Социальная работа строится на основании ряда программ: базовые программы школ (для нормальных и специальных учебных учреждений для осужденных и «трудных» подростков); базовые программы полиции, предусматривающие, в основном, деятельность полицейских атлетических клубов для привлечения к полезным навыкам несовершеннолетних; базовые программы судов по делам несовершеннолетних, предусматривающие реабилитацию последних.

Неполные семьи. Развитие групп поддержки и групп самопомощи, объединенных в организацию «Родители без партнера». Группы создаются на уровне социально-территориальных сообществ и включают от 12 до 15 человек. Основные направления работы: обмен опытом, помощь в проведении досуга, организация юридической помощи и т.д.

Расовые и этнические меньшинства. Социальная работа основывается на концепции «двойного подхода»: сознательное изучение и восприятие взглядов, ценностей, особенностей поведения, характерных более крупной общественной структуре и их сравнение с подобными характеристиками, которые относятся к ближайшему общинному и семейному окружению клиента. Практика социальной защиты строится на общих ценностях социальной работы, на понимании этнических особенностей, на профессиональном подходе и практическом опыте.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальная работа в США

1. Социальная работа в США.

Немало интересного имеется в стране в социальной работе с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в помощи получения образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д. Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

Как и в ряде других стран, в США социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах-интернатах, так и в специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними несовершеннолетними.

В США, как и в ряде других западных стран, проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми; функционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью; оказывается помощь семьям, вновь объединившимся с детьми, и т.д. В США существует также служба “телефонов доверия“, оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками “группы риска“ в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на “трудных“ и осужденных подростков.

Многообразные задачи и функции школьного социального работника остаются неизменными. Лучше всего охарактеризовать эту профессию, направленную на “человека в среде“, путем разбора его деятельности в определенных обстоятельствах. Используя системный подход к детям, семьям и их социальному окружению, школьный социальный работник способствует переменам во всех сферах жизни ребенка.

Школа, одно из наиболее традиционных мест деятельности социальных работников, требует индивидуального, группового и семейного воздействия; комплекса профилактических мер, консультаций и сотрудничества с учителями и персоналом; организации социума с окрестными гуманитарными учреждениями и агентствами соцобеспечения; вмешательства в тех случаях, когда требуется изменение законов и правил; исследований и оценок с учетом ответственности перед общественностью. Предлагающий эти услуги социальный педагог должен иметь образование в областях развития личностей, психотерапевтических методик, групповых методик, политики соцобеспечения, политических течений, научно-исследовательской работы и оценки.

Более конкретно, первоочередная задача школьного социального работника — обеспечить помощь в тех ситуациях, когда социальные, психологические, экономические или культурные барьеры мешают учащемуся реализовать свои потенциальные возможности получения образования. Это реализуется путем взаимодействия с учащимися, семьей, школой и социумом.

Школьные социальные педагоги делают анализ состояния, оказывают непосредственную помощь и консультируют. Их база знаний должна включать теорию систем, динамику развития семей, сети общественных ресурсов и связей дом — школа — социум.

Как член экспертного совета, школьный социальный педагог должен оценивать функционирование и адаптивное поведение учащихся в их окружении. Основой при оценке потребностей учащихся в условиях поддержки или вмешательства является психо-социальная история личности. При этом школьный социальный педагог использует разнообразные методы — визиты на дом, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество в кризисных ситуациях, мобилизация и координация средств социума, наблюдение за воспитуемым, его защита. Он нацелен на решение таких проблем, как поведение и посещаемость учащихся, а также семейные трудности, влияющие на качество обучения (например, нищета и дискриминация, плохие условия для занятий, жестокое обращение с ребенком, злоупотребление с алкоголем и наркотиками, беременность несовершеннолетних, суицидальные наклонности, утрата интереса к окружающему). Школьные социальные работники поддерживают семьи учащихся, анализируют их отношение к персоналу школы, поощряют участие родителей в образовательном процессе.

В качестве консультанта школьный социальный работник взаимодействует с администрацией школы и преподавательским составом по вопросам отношения учащихся к школьной политики, практике и структурам власти. Проводятся консультации по домашним условиям, культурной и социальной среде, влияющем на перемены в учащихся. Социальные работники вносят свой вклад в составление расписания и выработку политики в таких вопросах, как дисциплина учащихся, их психическое здоровье, социальные навыки и подготовка к семейной жизни.

Сочетая навыки межличностного общения и знание множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, школьные социальные работники играют ведущую роль, способствуя педагогическому процессу и преобразованиям в школе путем предотвращения и улаживания конфликтных ситуаций. Во всех случаях залогом успеха является коллективная работа, которая повышает эффективность всех школьных служб.

Велика роль социального педагога в периоды кризисных ситуаций и обострений международной обстановки. Ведь, участниками любого международного конфликта являются все — не только взрослые, но и дети, особенно те, родители которых затронуты этим конфликтом.

Школьный социальный работник может и должен предложить в такой обстановке ряд мер применительно к влиянию международного кризиса на учащихся. Начиная с формирования личной оценки, он помогает группе ученической службы оценить приоритеты и направить детей с конкретными нуждами в соответствующие службы. В свете запросов родителей, оставшихся с детьми, в решении их проблем должны активно привлекаться полномочные консультанты и терапевты. В этом процессе особенно важна постоянная поддержка, чтобы иметь уверенность, что семья прочно вовлечена в такие стадии решения проблем, как консультирование и терапия.

В школе могут быть сформированы кратко- и долгосрочные группы, занимающиеся конкретными тревогами учащихся. Некоторые из этих групп учащихся могут организовать школьные воспитателя, тогда как школьный социальный работник отбирает других учеников для групповых обсуждений. Некоторые корректирующие группы могут обратиться, например, к таким темам: как выражать сильные чувства приемлемым способом? — как оценивать сообщения средств массовой информации? — что делать, если родитель подавлен или расстроен? и т.д. Ключевым вопросом этих занятий должно стать признание, что ребенок не виноват в создавшейся ситуации и что он является причиной к происходящим в семье переменам.

В США существует множество теорий практических методов в профессии социального работника. Относительные заслуги, достоинства различных теорий и методов продолжительное время дебатировалось на академических форумах. Хотя школы социальных работников могут менять свою направленность или специализацию, все они должны соблюдать основные элементы в шести областях учебного плана.

Основу учебного плана должны составлять знания и тренинг в шести областях — поведение человека в социальном окружении, социальная политика, теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а также поле практики.

После многих лет борьбы, профессионалы в США пришли к выводу, что социальная работа — не просто модификация существующих профессий. Это тоже профессия среди них. Верится, что только эта профессия обеспечит равно хорошее существование личности и ее социальному окружению. Не имеет значения, является ли эта модель обучения доступной или нет. Важно, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики, и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опорой практической деятельности.

Инструкция для социальных работников США

по работе с выходцами из бывшего СССР (ниже перевод).

Предупреждение — публикуется как интересный артефакт, не преследует цели кого-то обидеть.

Мрачность этого документа, скорее всего, вызвана тем, что соц. работники в США работают с бедными слоями населения. Если статья вызовет интерес, я переведу сходные инструкции про выходцев из других стран.

Левая колонка — особенности поведения или стереотип, правая — что стоит за таким поведением.

1. Грубость и напористость

• Ментальность, основанная на дефиците и сложности жизни в СССР

• Необходимость добывать базовые вещи необходимых для выживания

• Глубоко укоренённое убеждения что власти действуют не в их интересах

• Опоздания культурно приемлемы в СССР

• Долгие очереди, иногда по несколько часов обычное дело в СССР

• Отсутствие опыта назначения встреч на определенное время

3. Холодность, «каменное лицо», отсутствие улыбки

• Улыбка не является нормальным жестом за пределом дома

• Недоверчивость к незнакомцам

• Отсутствие культуры приятельских отношений

4. Манипулятивность, стремление обмануть систему

• Умение необходимое для выживания в СССР, где взятки и обман необходимы для получения образования, жилья, работы и еды

• Глубокое недоверие “системе”

5. Чувство собственной правоты: высокомерие, гордыня, самодовольство

• Глубоко укорененное чувство исторической несправедливости

• Компенсация тяжелых и несправедливых условий труда

• Чувство собственной важности вызванное способностью принять риски связанные с эмиграцией, сложностей вызванных антисемитизмом и в целом более тяжелой жизнью в СССР по сравнению с США

6. Постоянные жалобы

• Культурное табу на разговоры о позитивных вещах – если кто-то говорит о чем то хорошем, удача может отвернуться от него(необходимо постучать по дереву)

• Жалобы на жизнь ключевой механизм общения

• В СССР Крайне мало позитивных примеров реакции на непохожих людей — основная реакция это страх и неприятие

• Простая реакция на собственное чувство неполноценности и жестокое отношение со стороны других людей

Социальная работа в развитых странах очень разнообразна и многолика. Социальные работники имеются практически во всех странах. Они решают разнообразные вопросы в различных сферах современного общества.

Многообразие направлений в социальной работе, с одной стороны, позволяет представить целостный спектр социальных проблем современного общества, а, с другой стороны, доказывает, что социальная работа стала неотъемлемой частью современных общественных отношений.

Понятие «социальная работа» появилось в конце XIX в. и вошло в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействие им в их затруднениях.

Социальная работа это универсальный социальный институт. Социальные работники оказывают помощь всем индивидам не зависимо от социального статуса, национальности, религии, пола, возраста и других обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе — потребность человека в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненными затруднениями.

Так как социальная работа как профессиональный вид деятельности появляется именно в США, уместно будет рассмотреть социальное обеспечение и социальные программы этой страны. А также и потому, что США является одной из самых развитых стран мира.

На рубеже веков система социального обеспечения в Соединённых Штатах претерпевает кардинальные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим и социальным реалиям постиндустриального общества. Глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизация одиночного родительства, а также изменения форм занятости (более рискованных, с точки зрения социальной защищенности), заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан.

Формирование системы социального обеспечения Социальное обеспечение в широком понимании этого термина охватывает совокупность программ, — основанных на принципах как страхования, так и вспомоществования, — по материальному и иному обеспечению престарелых, нетрудоспособных, нуждающихся. в Соединённых Штатах, как и в других развитых странах, стало важнейшим элементом защиты населения от объективно существующих рисков — потери трудоспособности, болезни, снижения конкурентоспособности на рынке труда, неумения в отдельные периоды жизни достичь самообеспечения.

Несмотря на то, что этот процесс характеризуется неравномерностью по странам (значительными различиями в масштабах социальных программ, формах их реализации и принципах управления, в соотношении государственных и рыночных сил их осуществления), наиболее показательной и обнадёживающей тенденцией последних десятилетий стала повсеместная поддержка основных программ социального обеспечения и мер, направленных на повышение их эффективности.

В зависимости от экономических условий, исторических особенностей, политической культуры, размаха общественных движений в разных странах участие государственных и частных структур в решении проблем социального обеспечения было различным. Если в западноевропейских странах уже с конца XIX в. получило развитие государственное социальное обеспечение, то в США вплоть до 30-х гг. социальная защита нуждающихся, престарелых граждан осуществлялась преимущественно на уровне семьи, местной общины, добровольческих организаций. Лишь с принятием в 1935 г. закона о социальном обеспечении различные формы страхования и вспомоществования были учреждены в масштабах страны, и граждане США получили гарантированное государством право на пенсию по возрасту, инвалидности, в случае смерти кормильца, на пособие — в случае потери рабочего места, а некоторые, наиболее социально уязвимые категории населения, — по бедности. Закон о социальном обеспечении стал исторической вехой американского социального законодательства и основой развития государственного социального обеспечения. Президент Ф. Рузвельт рассматривал его как «краеугольный камень в системе, которая создаётся, но отнюдь не завершена» Fifty Years of Social Security: Past Achievements and Future Challenges. Prepared by Special Committee on Aging. U. S. Senate, 99-th Congress. Wash., 1985, p. 1. .

В течение последующих шести десятилетий расширение роли государства в решении проблем социального обеспечения нашло своё выражение как в увеличении масштабов финансирования социальных программ, в корректировке их законодательных основ, так и в определении основных социальных приоритетов, в разработке и внедрении мер, стимулирующих развитие социальных программ частного сектора, личную ответственность трудоспособных граждан за самообеспечение себя и своей семьи.

Объективные требования и современные условия воспроизводства рабочей силы в значительной мере определили политику правительства США, направленную на расширение социальной инфраструктуры. Одной из составных и важнейших частей инфраструктуры является социальное страхование — комплекс мер, с помощью которых предоставляются средства для поддержания жизни престарелых, нетрудоспособных, инвалидов, безработных, а также медицинские услуги.

Основной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счёт налогов с трудящихся и лиц свободных профессий, врачей, священников и др., а государственное вспомоществование — за счёт ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.

В США можно отметить как общее с другими странами, так и особенные приёмы и формы социальной работы с различными категориями населения. Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне.

Определённую долю забот берут на себя и местные органы страны. Поощряется шефская помощь, работа добровольцев и т.д.

В раскрытии данной темы исследования использовалась различная литература. В основном это различные учебные пособия, учебники для вузов, хрестоматии и различные статьи. В них описывается либо кратко, либо подробно социальная работа и социальные программы, действующие в США. Такая повторяемость связана с тем, что, все они основаны на различных статистиках (Statistical Abstract of the United States), докладах (Economic Report of the President), актах (Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act), вышедших и принятых в Соединённых Штатах по данному вопросу. Большое внимание вопросам социальной политики и экономики США уделяет Лебедева Людмила Фёдоровна — кандидат экономических наук. Её статьи печатаются в различных журналах.

Также необходимо обозначить цель и задачи данной работы. Цель: знакомство с системой социального обеспечения в США, посредством исследования социальных программ и социальной работы в данной стране.

Задачи для достижения поставленной цели:

1) выявить функции социальной политики США

2) проследить развитие системы государственной социальной помощи в США

социальная программа америка помощь

3) рассмотреть основные государственные социальные программы в США.

Лучшие университеты Америки с изучением Социальная работа, BSW.

Информация об обучении

Небольшая вырезка из описания учебных заведений в данном разделе:

Adelphi University (Университет Адельфи) – это престижное частное учебное заведение, расположенное в местечке Гарден-Сити на небольшом удалении от Нью-Йорка. История его началась в 1863 году, когда в Бруклине (Нью-Йорк) была создана Академия Адельфи – частная подготовительная школа. В 1896 году при школе был открыт колледж, с 1912 в нем стали обучаться только девушки, а в 1929 он переехал в Гарден-Сити. Во время второй мировой войны была открыта школа медсестер, которая готовила специалистов для нужд госпиталей и больниц. После окончания войны колледж вновь был преобразован – на этот раз он стал совместным учебным заведениям и начал расширяться, принимая все больше студентов и открывая новые специальности. Статус университета был представлен в 1963 году Советом регентов штата Нью-Йорк (New York State Board of Regents). В последующие десятилетия учебное заведение активно развивалось, были открыты новые отделения. В дальнейшем, благодаря талантливому руководству доктора Роберта А. Скотта, назначенного президентом в 2000 году, Адельфи превратился в один из лучших высших учебных заведений штата и страны в целом. На сегодняшний день включает следующие подразделения:

ВУЗ предоставляет специальности в бакалавриате, магистратуре и докторантуре. Профессорско-преподавательский состав отличается высоким уровнем квалификации и большим опытом работы. Университет имеет партнерские отношения со многими учебными заведениями, компаниями и организациями – как в США, так и в других странах мира. Также здесь действует центр карьерного развития, специалисты которого помогают с поиском работы, составлением резюме, прохождением стажировки и практики.

Adelphi University (Университет Адельфи) – прекрасное место для получения бакалаврского или магистерского диплома, студенты, обучающиеся здесь, получают фундаментальную базу знаний и имеют высокие шансы трудоустройства в лучшие компании!

Социальная работа в США

В данной работе была рассмотрена социальная работа в США. В первом параграфе были определены основные принципы социальной работы в США. Начало социальной работы в США относится к 1818 г., когда Нью-Йоркское общество по борьбе с нищетой предложило разделить город на отдельные районы, закрепив за каждым из них 2−3 человека, чтобы познакомиться с жителями, выявить семьи неимущих, предложить. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Основные принципы социальной работы в США
  • 2. Система медицинского страхования в США
  • Заключение

Социальная работа в США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время медицинское страхование в основном напрямую связано с рабочим местом, что предопределяет наличие определенных угроз для застрахованного лица: смерть застрахованного супруга или развод;достижение ребенком возраста 19 лет или окончание им университета; ранний выход на пенсию. Подавляющее большинство американских граждан страхуют свое здоровье за счет своих работодателей. В более выгодном положении находятся работники с полным рабочим днем, поскольку они получают страховку целиком за счет нанимателя. В этом случае действие страхования, как правило, распространяется не только на работника, но и на членов его семьи. В случае потери права использования медицинской страховки за счет работодателя гражданин США вправе рассчитывать на следующее: продолжение выплат в течение последующих 18 месяцев по групповому плану работодателя на основании закона 1986 г. COBRA (Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act); однако для этого застрахованному лицу необходимо самостоятельно оплатить страховой взнос (в среднем он составляет 600−700 долларов в месяц на человека или 1 400 долларов на семью);сохранение возможности получать страховые выплаты по групповому плану прежнего работодателя в течение 63 дней после перехода на другое место работы в соответствии с законом 1996 г.;право на гарантированное государством страхование здоровья — возможность получать медицинскую помощь по программе «Медикэр» после выхода на пенсию, если осуществлялись отчисления в соответствующий фонд; в случае отсутствия индивидуальной страховки и болезни также сохраняется возможность обратиться в государственный департамент страхования для получения помощи;право на участие в программе «Медикэйд» — в случае, когда уровень доходов не превышает официально установленный государством федеральный уровень бедности, после обращения в государственный департамент социальных услуг с просьбой оказания помощи. Для введения в действие системы индивидуальных сберегательных счетов США предприняли комплекс мер по либерализации законодательства в отношении индивидуального страхования: предоставили значительные скидки для здоровых граждан и страховую защиту для тех, кто уже имеет какие-либо заболевания. Для оказания поддержки тем, кто прежде не подлежал страхованию по медицинским причинам, в сорока штатах был сформирован крупный поставщик страховых услуг (the Blue Cross/Blue Shield), который предназначен для оплаты расходов на медицинскую помощь, затраты на которую превышают выплаты по их страховке. В результате изменения законодательства стоимость полиса индивидуального страхования уменьшилась практически в два раза по сравнению с групповыми планами работодателя. Заключение

В данной работе была рассмотрена социальная работа в США. В первом параграфе были определены основные принципы социальной работы в США. Начало социальной работы в США относится к 1818 г., когда Нью-Йоркское общество по борьбе с нищетой предложило разделить город на отдельные районы, закрепив за каждым из них 2−3 человека, чтобы познакомиться с жителями, выявить семьи неимущих, предложить им организованную поддержку. В середине ХХ в. были созданы Ассоциации по совершенствованию условий жизни неимущих, которые в основном занимались изучением условий, ведущих к нищете, а с 1877 по 1892 гг. в США было уже 92 организации по оказанию благотворительной помощи. Система социального обеспечения в США формировалась в виде агентств, организуемых и финансируемых штатами и осуществляющих социальную политику. Самой влиятельной из общественных организаций в США является организованная в 1955 г. Национальная Ассоциация Социальных Работников. Система социальной работы в США имеет децентрализованную организацию. Она включают в себя социальные программы разного уровня. Основными формами государственной системы социального обеспечения являются государственное вспомоществование и социальное страхование, которые имеют разные источники финансирования. Основные принципы системы социальной работы в США выражены в ряде установок: содействие максимальному развитию и реализации личностного потенциала людей, объединение людей с социальными структурами, способствование эффективной деятельности социальных организаций, участие в улучшении социальной политики. Этические принципы социальной работы в США проникнуты демократическими ценностями и включают в себя веру в достоинство и ценность каждого человека; признание права каждого человека на свободу выбора, собственные мнения и убеждения. Во втором параграфе была рассмотрена система медицинского здравоохранения США. Система медицинского страхования в США включает в себя частное страхование или добровольное медицинское страхование. Общей формой ее реализации являются планы группового страхования по месту работы. Также существует и другой тип ДМС — индивидуальные страховые полисы. Система добровольного медицинского страхования позволяет застрахованному лицу обращаться за получением медицинской помощи к любому врачу, а впоследствии получать компенсацию расходов на лечение и лекарства. Система ДМС, включая доплаты, покрывает 55% всех расходов на здравоохранение. Остальная часть расходов приходится на государственные программы «Медикэйд» (Medicaid) и «Медикэр» (Medicare). «Медикэр» — это часть системы социального страхования, за которую граждане США вносят в государственный бюджет соответствующий налог. Программа «Медикэйд» обеспечивает оказание медицинского обслуживания неимущемунаселению США. Программа «Медикэйд» носит государственный благотворительный характер и финансируется совместно из бюджета федерального правительства и властями штатов. В случае отсутствия медицинской страховки все лечение оплачивается непосредственно пациентом. В 2003 г. на основании принятого федерального закона был разработан новый вид сберегательного медицинского счета, который позволяет сохранять свои сбережения, и является способом экономии средств. Также применяется другой вид сберегательного счета — счет гибких расходов. В отличие от групповых планов страхования, система индивидуального медицинского страхования отличается большей гибкостью, поскольку предусматривают возможность выбора типов врачебной помощи и вид сберегательного счета. В настоящее время, медицинское страхование в США в основном напрямую связано с рабочим местом, что предопределяет наличие определенных угроз для застрахованного лица. Список использованной литературы

Балашова ассоциации школьных социальных работников в США / // Вестник Нижегородского университета им. . — 2012. — № 4(28). — С. 117−118.Кононова социальной работы: учебник для бакалавров / — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 356 с. Лифинцев концепции социальной работы в Соединенных Штатах Америки: дисс. док. пед. наук: 13.

00.01/ — Калининград, 2005. — 386 с. об изменениях в медицинском страховании США / // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 3(41). — С. 82−87.Социальная работа за рубежом: учебное пособие // под ред. — Волгоград: Издательство Вол

ГУ. 2001. — 172 с. Целых контекст современной социальной работы в США / // Известия Южного федерального университета. — 2013. — № 10(147). — С. 163−168Энциклопедия социальной работы: в 3 т., т. 1 / под ред. — Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 446 с.

Социальная работа в США

Немало интересного имеется в стране в социальной работе с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в помощи получения образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д. Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

Как и в ряде других стран, в США социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах-интернатах, так и в специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними несовершеннолетними.

В США, как и в ряде других западных стран, проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми; функционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью; оказывается помощь семьям, вновь объединившимся с детьми, и т.д. В США существует также служба «телефонов доверия», оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на «трудных» и осужденных подростков.

Многообразные задачи и функции школьного социального работника остаются неизменными. Лучше всего охарактеризовать эту профессию, направленную на «человека в среде», путем разбора его деятельности в определенных обстоятельствах. Используя системный подход к детям, семьям и их социальному окружению, школьный социальный работник способствует переменам во всех сферах жизни ребенка.

Школа, одно из наиболее традиционных мест деятельности социальных работников, требует индивидуального, группового и семейного воздействия; комплекса профилактических мер, консультаций и сотрудничества с учителями и персоналом; организации социума с окрестными гуманитарными учреждениями и агентствами соцобеспечения; вмешательства в тех случаях, когда требуется изменение законов и правил; исследований и оценок с учетом ответственности перед общественностью. Предлагающий эти услуги социальный педагог должен иметь образование в областях развития личностей, психотерапевтических методик, групповых методик, политики соцобеспечения, политических течений, научно-исследовательской работы и оценки.

Более конкретно, первоочередная задача школьного социального работника — обеспечить помощь в тех ситуациях, когда социальные, психологические, экономические или культурные барьеры мешают учащемуся реализовать свои потенциальные возможности получения образования. Это реализуется путем взаимодействия с учащимися, семьей, школой и социумом.

Школьные социальные педагоги делают анализ состояния, оказывают непосредственную помощь и консультируют. Их база знаний должна включать теорию систем, динамику развития семей, сети общественных ресурсов и связей дом — школа — социум.

Как член экспертного совета, школьный социальный педагог должен оценивать функционирование и адаптивное поведение учащихся в их окружении. Основой при оценке потребностей учащихся в условиях поддержки или вмешательства является психо-социальная история личности. При этом школьный социальный педагог использует разнообразные методы — визиты на дом, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество в кризисных ситуациях, мобилизация и координация средств социума, наблюдение за воспитуемым, его защита. Он нацелен на решение таких проблем, как поведение и посещаемость учащихся, а также семейные трудности, влияющие на качество обучения (например, нищета и дискриминация, плохие условия для занятий, жестокое обращение с ребенком, злоупотребление с алкоголем и наркотиками, беременность несовершеннолетних, суицидальные наклонности, утрата интереса к окружающему). Школьные социальные работники поддерживают семьи учащихся, анализируют их отношение к персоналу школы, поощряют участие родителей в образовательном процессе.

В качестве консультанта школьный социальный работник взаимодействует с администрацией школы и преподавательским составом по вопросам отношения учащихся к школьной политики, практике и структурам власти. Проводятся консультации по домашним условиям, культурной и социальной среде, влияющем на перемены в учащихся. Социальные работники вносят свой вклад в составление расписания и выработку политики в таких вопросах, как дисциплина учащихся, их психическое здоровье, социальные навыки и подготовка к семейной жизни.

Сочетая навыки межличностного общения и знание множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, школьные социальные работники играют ведущую роль, способствуя педагогическому процессу и преобразованиям в школе путем предотвращения и улаживания конфликтных ситуаций. Во всех случаях залогом успеха является коллективная работа, которая повышает эффективность всех школьных служб.

Велика роль социального педагога в периоды кризисных ситуаций и обострений международной обстановки. Ведь, участниками любого международного конфликта являются все — не только взрослые, но и дети, особенно те, родители которых затронуты этим конфликтом.

Школьный социальный работник может и должен предложить в такой обстановке ряд мер применительно к влиянию международного кризиса на учащихся. Начиная с формирования личной оценки, он помогает группе ученической службы оценить приоритеты и направить детей с конкретными нуждами в соответствующие службы. В свете запросов родителей, оставшихся с детьми, в решении их проблем должны активно привлекаться полномочные консультанты и терапевты. В этом процессе особенно важна постоянная поддержка, чтобы иметь уверенность, что семья прочно вовлечена в такие стадии решения проблем, как консультирование и терапия.

В школе могут быть сформированы кратко- и долгосрочные группы, занимающиеся конкретными тревогами учащихся. Некоторые из этих групп учащихся могут организовать школьные воспитателя, тогда как школьный социальный работник отбирает других учеников для групповых обсуждений. Некоторые корректирующие группы могут обратиться, например, к таким темам: как выражать сильные чувства приемлемым способом? — как оценивать сообщения средств массовой информации? — что делать, если родитель подавлен или расстроен? и т.д. Ключевым вопросом этих занятий должно стать признание, что ребенок не виноват в создавшейся ситуации и что он является причиной к происходящим в семье переменам.

Группа педагогов ФРГ, посетив в 1983 году Нью-Йорк, «открыла» для себя среднюю школу «Город как школа» и была восхищена очень простой и одновременно действенной формой обучения в ней — «обучение путем эксперимента». Инициатором модели «Город как школа» были Фред Кури и Рик Сафран, которые создали в 1972 году государственную «альтернативную школу», взяв за основу идею программы Парквея «Школа без стен». По мнению педагогов, эта экспериментальная модель открытой школы или «школы без стен» является наиболее удачным, интересным и перспективным вариантом школы. Подростки обучаясь в этой школе, проходят практику по индивидуальным учебным программам, работая в самых различных уголках города.

Модель «Город как школа» является, с одной стороны, «шансом» покрыть данный пробел в системе образования, с другой стороны, в стране немало подростков и молодежи, покинувших и постоянно покидающих школу, что влечет за собой многие негативные последствия.

В концепции «Город как школа» отводится значительное внимание деятельности социальных работников и социальных педагогов. Считается, что социальной работой, не требующей особой подготовки, должны заниматься все учителя. Но кроме того, в школе обязательно должно быть два или три профессионально подготовленных педагога. Последние должны помогать организации социальной групповой работы, проектной работы, в установлении связи с другими институтами, а также с родителями. Используя классические, а также новые методы социальной работы, социальные педагоги должны поддерживать учащихся в решении конкретных проблем (жилья, семейных конфликтов, финансового обеспечения и т.д.).

Социальная работа в США

Децентрализация — главная особенность системы социальной защиты в США. Эта черта заметно прогрессирует в существовании и реализации всевозможных социальных программ на различных уровнях: местном, федеральном, штата.

Эта система является ключом оперативной реализации социальных потребностей людей почти всех регионов страны. Государственная система социального обеспечения включает в себя две основные формы: социальное страхование и государственное вспомоществование, отличие которых состоит в разных источниках финансирования.

Образование страховых фондов осуществляется на основе налогов с предпринимателей, трудящихся, а также лиц свободных профессий.

Государственное вспомоществование образуется за счет ассигнований из бюджета государства, штатов и местных органов власти.

Виды страхования

В США с 1935 г. Закон о социальном страховании установил два вида страхования: пособия по безработице и пенсии, помощь сиротам, инвалидам и беднякам, а позже — пособия по нетрудоспособности, потере кормильца, медицинское страхование лиц (от 65 лет).

Закон охватывает служащих частного сектора, но не распространяется на работников мелких предприятий, поденщиков и сельскохозяйственных рабочих.

У железнодорожников, военнослужащих и ветеранов войны особая система социального страхования.

Такие программы существуют на уровне штатов для тех, у кого могут возникнуть профессиональные заболевания или произойдет производственная травма.

Помощь бедным

С годов в стране распространилось вспомоществование бедным, оказывающее поддержку и обеспечение полноценного дохода семьям с детьми, инвалидам, престарелым, неполным или многодетным семьям и другим людям, которые нуждаются в жилье, продовольственной и медицинской помощи.
В США талоны на продовольственную помощь нуждающимся выдаются бесплатно или со скидками.

Семьям, чей годовой доход в среднем составляет 2000 долларов, предоставляются жилищные субсидии.

Частные системы страхования, имеющие индивидуальную и коллективную по месту работы формы, дополняют систему государственного страхования в стране.

Изучение общественных наук в США

Поскольку Америка является передовой страной с развитым гражданским обществом, общественные науки уже давно стали частью фундаментального образования в местных университетах.

Никто не может оспорить важность изучения социальных наук для продуктивной жизни и работы в современных условиях. Именно они дают нам представление об устройстве социума и факторах, влияющих на него. Таким образом, общественные науки неразрывно связаны и с другими сферами, включая политику и медиа. Где же еще изучать их, как не в США, стране с высоким уровнем жизни и общественной сознательности?

Преимущества социального образования в США

1) Гражданское общество США является идеальной средой для изучения социальных наук

2) В университетском рейтинге QS World University Rankings by Subject 2015 по предмету «социальные науки» в мире лидируют три американских вуза – Гарвардский университет, Калифорнийский университет в Беркли и Висконсинский университет в Мадисоне

3) Помимо этих университетов, другие, более доступные, вузы США также предлагают обширный выбор программ в области социальных наук

4) Отличительной чертой американского социального образования является возможность совмещать специализацию в социальных науках со специализацией в смежных дисциплинах, включая журналистику, медиа, коммуникации, политику, юриспруденцию, историю, экономику и др.

5) США является страной с развитой системой социальной поддержки и обеспечения, поэтому выпускнику, изучавшему социальные и смежные дисциплины, нетрудно устроиться на работу; выпускники также могут использовать знания для работы в других областях и странах по всему миру

Как поступить на программу в области общественных наук

Стандартный пакет документов для поступления в американский вуз на учебный курс в области социальных наук выглядит следующим образом:

— аттестат о полном среднем образовании

— диплом бакалавра (для поступления в магистратуру)

— сертификат о сдаче языкового экзамена (ориентировочные баллы 6.0 IELTS и 550 TOEFL)

— дополнительные диплом и сертификаты (если имеются)

— студенческое резюме (по требованию вуза)

Для студентов, собирающихся изучать социальные науки в США, также крайне важно знание иностранных языков, развитые коммуникационные навыки, лидерские способности, активная социальная позиция и опыт волонтерской или общественной работы. В Америке с радостью принимают студентов, которые, за счет знаний в области социальных наук, стремятся изменить мир к лучшему.

Топ-3 университетов США в области общественных наук

College of Lake County

Обучаясь в Колледже округа Лэйк, местные и иностранные студенты могут подготовиться к исполнению социальной работы в США и других странах. Колледж обучает более 18,000 студентов и специализируется в области гуманитарных и общественных наук. Кроме того, студентам обеспечивается всесторонняя академическая и психологическая поддержка, консультирование и специальные программы для инвалидов.

На уровне ассоциата в колледже можно специализироваться в социологии, социальной работе, антропологии, гендерных науках и сексологии, истории, политологии и психологии. Дипломы, полученные на Отделении социальных наук, можно использовать для трудоустройства или дальнейшего обучения в университете.

Средняя стоимость года обучения: $8,800

Salem State University

Салемский государственный университет был основан в 19 веке и находится в городе Салем, недалеко от Бостона. Здесь учится порядка 9,000 американских и иностранных студентов, и предлагается обучение на всех уровнях в 40 дисциплинах. Студентам вуза также предлагается проживание в кампусе и различные сервисы поддержки.

В университете можно получить общую степень в социологии, а также степень с дополнительной специализацией в администрировании, этнической культуре, общественной и прикладной социологии, а также в работе с меньшинствами. На базе Школы социальной работы студенты могут получить диплом в социальной работе, работе с женщинами, педагогике, работе с детьми и группами. На уровне магистратуры также можно изучать поведенческие науки, социальную политику, семейную и групповую терапию, психосоциальную патологию, социальную работу и право, менеджмент и лидерство, клиническую практику.

Средняя стоимость года обучения: $7,000

North Dakota State University

Государственный университет Северной Дакоты – это вуз среднего размера, который известен широким выбором учебных программ и мультикультурной атмосферой, обучая более 14,000 студентов из 79 стран. Студентам университета предлагается карьерно-ориентированное обучение в группах до 40 человек. Вуз выпускает опытных и востребованных профессионалов, осуществляя различные программы стажировок и практических курсов.

Социальные науки в вузе можно изучать на базе Факультета социологии и антропологии и Факультета человеческого развития и семьи. В частности, предлагаются академические программы в социологии, антропологии, общественном развитии, геронтологии, социальной работе, работе с детьми, семьями и пожилыми людьми, консультировании и психологии.

Студентам также доступна опция дистанционного онлайн-обучения в области социальных наук. Таким образом можно получить степень бакалавра в человеческом развитии, работе с детьми, коммуникациях, социологии и семейной терапии. Дистанционно изучать социальные науки также можно на уровне магистратуры.

Средняя стоимость года обучения: $7,000

Трудоустройство

Получив диплом в социальных науках, выпускник, фактически, может работать непосредственно в социальной сфере или в иной области, где его знания могут пригодиться на практике.

Так, например, можно работать социологом или консультантов в сфере социальной работы с людьми, а можно трудиться в медиа-индустрии, журналистике, политике, культуре и других областях. Следует отметить, что для дальнейшей работы в смежной сфере студентам рекомендуется получить дополнительную специализацию на уровне бакалавриата или магистратуры.

Кроме того, американские дипломы признаются во всем мире, поэтому квалифицированные специалисты с отличным владением английским языком могут рассчитывать на трудоустройство не только в США, но и в других странах. Однако рассмотрим, какая заработная плата ожидает молодых профессионалов в Америке…

В США работа социолога считается престижной и высоко оплачивается. Так, на начальном этапе социологи получают зарплату в примерно $25,000 в год, а через 5-7 лет работы заработная плата опытных социологов обычно достигает $60,000 в год. Социальные работники получают несколько меньше, их зарплата варьируется от $20,000 до $40,000, для опытных специалистов.

Отметим, что наиболее высокооплачиваемой является социальная работа в медицинских учреждениях, включая психиатрические клиники и хосписы, а также в сфере частного консультирования и гериатрии. Женщины в США составляют 60% от общего количества трудящихся на подобных должностях.

Выпускники, получившие дополнительную специализацию и устроившиеся на работу в области социальных медиа и маркетинга, в Америке получают более широкие возможности для выбора специализации и карьерного роста. Зарплаты также варьируются – от $20,000 до $80,000, в зависимости от опыта и работодателя.

Так, средняя зарплата менеджера в социальных медиа составляет $46,000, специалиста в социальном маркетинге — $48,000, а директора в социальных медиа – от $80,000 в год. Наиболее популярными являются специализации в рекламе, медиа-менеджменте и стратегическом маркетинге.

Также с дипломом в социальных науках можно работать журналистом (средняя зарплата $38,000 в год), политологом (средняя зарплата $50,000 в год), учителем (средняя зарплата $45,000 в год), антропологом (средняя зарплата $50,000 в год) и на других должностях.

Социальная работа в США: выступление профессора Тихоокеанского университета г. Сиэтла перед студентами-бакалаврами направления подготовки «Социальная работа»

Начало нового 2018-2019 учебного года на кафедре социальной работы факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета ознаменовалось участием зарубежных коллег в работе дискуссионной площадки, посвященной сравнительному анализу развития социальной работы в России и США – стране, где в начале XIX столетия социальная работа впервые сформировалась как наука и как направление профессиональной деятельности.

7 сентября директор центра развития международных образовательных программ Тихоокеанского университета г. Сиэтла (США) доктор, профессор Артур Эллис, который неоднократно был участником научных форумов МГОУ, выступил перед студентами направления подготовки «Социальная работа» по вопросам реализации антибуллинговой политики в системе образования США. Тема, связанная с одной из острых социальных проблем во многих странах мира – жестоким обращением, насилием, буллингом и их профилактикой, не могла оставить равнодушными студентов – будущих специалистов по социальной работе.

Во время выступления профессора Тихоокеанского университета г. Сиэтла А. Эллиса перед студентами МГОУ

Профессор Тихоокеанского университета г. Сиэтла доктор А. Эллис во время выступления перед студентами направления подготовки «Социальная работа»

Повествование сопровождалось чрезвычайно интересными и познавательными экскурсами в более чем столетнюю историю становления и развития отрасли. Поскольку в нашей стране профессиональная социальная работа – явление относительно молодое, студентам было полезно узнать о перспективах и особенностях развития социальных услуг за рубежом, где эта сфера деятельности давно стала привычным явлением повседневной жизни.

Профессор Тихоокеанского университета г. Сиэтла доктор А. Эллис во время выступления перед студентами направления подготовки «Социальная работа»

Профессор Тихоокеанского университета г. Сиэтла доктор А. Эллис во время выступления перед студентами направления подготовки «Социальная работа»

Сравнительное изучение зарубежного опыта организации социальной работы в настоящее время стало одним из основных направлений научной работы коллектива кафедры и является неотъемлемой частью развития профессиональных компетенций студентов – будущих специалистов данной сферы.

Во время дискуссии со студентами направления подготовки «Социальная работа»

Профессор Тихоокеанского университета г. Сиэтла доктор А. Эллис во время дискуссии со студентами направления подготовки «Социальная работа»

В рамках дружеского визита в МГОУ профессор А. Эллис посетил Иконописную мастерскую факультета Изобразительного искусства и народных ремесел и Геолого-минералогический музей им. В.И. Зубова при географо-экологическим факультете.

В Иконописной мастерской факультета Изобразительного искусства и народных ремесел

Памятная запись в книге посетителей Геолого-минералогического музея им. В.И. Зубова при географо-экологическом факультете

Конструктивный диалог, состоявшийся 7 сентября 2018 года на площадке учебного корпуса в подмосковных Мытищах, еще раз показал, что прочные профессиональные контакты важнее политических противоречий, и в общении между учеными разных стран всегда найдется место для плодотворной созидательной дискуссии.

Главный итог – диалог состоялся, заложив прочную основу взаимопонимания и доверия между представителями двух университетов и двух континентов, объединенными общим стремлением к миру и гармонии в отношениях.

Профессор Тихоокеанского университета г. Сиэтла (США) доктор А. Эллис, заведующая кафедрой социальной работы к.п.н., доцент Н.М. Комарова со студентами

Ссылка на основную публикацию