Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Кто входит в список стран ЕАЭС в 2019 году

Таможенный союз, ЕАЭС, – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности. Давайте узнаем, какие страны вошли в список в 2019 году.

Таможенный союз Евразийского экономического союза или ТС ЕАЭС — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (РФ, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества, членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС. При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года) и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

ЕАЭС в 2019 году, список стран

Все страны таможенного пространства ЕАЭС применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС. Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

ЕАЭС-2019, кто управляет

Одной из важных целей Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка ТС, а так же создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности ЕАЭС стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов. Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

ЕАЭС: расшифровка аббревиатуры, структура, история создания и список стран-участниц

Международные объединения позволяют развивать экономику стран-участниц, расширять рынки и получать другие выгоды для всех заинтересованных сторон. Эти и другие цели стали причиной создания Таможенного союза (по новой версии ЕАЭС, расшифровка — Евразийский экономический союз) в 1995 году. Сегодня его постоянными участниками являются 5 государств, которые приняли общие правила импорта и экспорта продукции через свои границы и соблюдают ряд условий подписанных международных соглашений.

Какая у ЕАЭС расшифровка и аббревиатура правильные

Очень часто можно встретить неправильные аббревиатуры: «ЕАС», «ЕврАзЭС», «ЕЭС».

Верное сокращение обозначено в документах одного из главных органов управления союза Евразийской экономической комиссии — «ЕАЭС», и других вариантов не существует.

Старое название «Таможенный союз» перестало существовать с 1 января 2015 года вместе с подписанием соглашения о создании Евразийского экономического союза, но очень часто употребляется в быту и информационных источниках.

Помимо Комиссии в структуру ЕАЭС входит также Высший Евразийский экономический совет, членами которого являются президенты стран-участниц союза. Главы правительств входят в другой управляющий орган — Евразийский межправительственный экономический совет. Для обеспечения исполнения требований международных договоров функционирует Суд Союза.

Страны ЕАЭС: список на 2019 год, кто входит в состав

История основания ЕАЭС начиналась с объединения 3 государств. Сейчас состав расширился и не только за счет постоянных участников. Также ведется работа по расширению экономического пространства, и другие государства проявляют к нему интерес. Страны, входящие в состав ЕАЭС:

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Кыргызстан.

Молдавия с 2018 года получила статус государства-наблюдателя. Подписаны соглашения и меморандумы, в том числе временные, с Китаем, Кубой, Вьетнамом, Ираном о зоне свободной торговли. Ведутся переговоры о сотрудничестве еще с несколькими странами по всему миру. Эти шаги позволят расширить возможности для экономики государств-участников ЕАЭС в целом, упростить деятельность для частного бизнеса и государственного сектора. Например, сертификаты соответствия на продукцию по техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС) получать в каждой стране-участнице не нужно. Эти документы признаются во всех государствах из списка выше.

Техническое регулирование и сертификация

ЕАЭС (расшифровка Евразийский экономический союз) создает условия для упрощенного оборота товара на своей территории. Для этого существуют единые регламенты, стандарты, которые содержат требования безопасности к различным объектам и обязательны для применения. Проводится госрегистрация, декларирование и сертификация продукции органами с аккредитацией, и без прохождения этих процедур торговля в определенных случаях будет невозможна.

Однако требования постоянно меняются, как и правила распространения товаров, услуг или работ. Самостоятельно отслеживать и изучать актуальность документов — потерять время и ресурсы, которые можно потратить эффективнее для своего дела. Поэтому лучше доверить эти задачи специалистам. «Ростестстандарт» ответит на ваши вопросы и поможет пройти все необходимые процедуры в короткие сроки. Узнайте подробности и точную стоимость сертификата соответствия Таможенного союза по телефонам 8 (495) 40-90-165 (Москва) или 8 (800) 100-90-15 (Федеральный).

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС:

  • Ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключение монет из драгоценных металлов) и/или дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
  • Ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
  • Культурные ценности;
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • Вывозимые государственные награды РФ;
  • Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
  • Оружие и боеприпасы, в том числе холодное оружие (ножи, кастеты, сурикены и т.д.)
  • Ввозимые алкогольные напитки в количестве больше 3-х литров;
  • Наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
  • Радиоэлектронные средства и/или высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
  • Технические средства, имеющие функции шифрования;
  • Товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
  • • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их лицо имеет несопровождаемый багаж*

* Под определение «товары для личного пользования» попадают предметы, медикаменты и т.д., которые ввозятся/вывозятся в ЕАЭС исключительно для нужд одного человека без цели последующей продажи.

2. На таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных платежей допускается ввоз следующих товаров для личного пользования:

  • Товары, таможенная стоимость которых не превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Алкогольные напитки и пиво не более 3-х литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
  • Табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр табака (в том числе жевательный табак «насвай»*), либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;

* Насвай — сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Обращаем внимание, что при ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС применяются следующие ставки таможенных платежей:

  • Единая ставка 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Единая ставка 22 евро за 1 литр – в случае ввоза этилового спирта в количестве до 5 литров;
  • Единая ставка 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра – в случае ввоза алкогольных напитков и пива в количестве от 3-х до 5-ти литров включительно.

Для личного пользования пассажир НЕ МОЖЕТ вывезти с территории ЕАЭС:

  • Рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг;
  • Икра осетровых рыб весом более 250 граммов

К товарам, не являющимися товарами для личного пользования, относятся:

  • Природные алмазы;
  • Вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины;
  • Котлы центрального отопления;
  • Косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.д.;
  • Солярии для загара;
  • Медицинская техника и оборудование (за исключением необходимых в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.д.

Страны евразийского союза

Страны евразийского союза

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

Список стран-участников Таможенного союза в 2018 году

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Евразийский экономический союз

1. Участие в работе по совершенствованию таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе в разработке и реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС

Основное направление сотрудничества таможенных служб государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время – это совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного регулирования.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС.

Вопрос 36. Евразийский экономический союз: задачи и значение.

Начала функционировать со 2 февраля 2012 года.

Основное назначение ЕЭК — обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

С первого января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. ФТС России активно участвует в работе по подготовке проектов решений ЕЭК, предусмотренных новым кодексом.

Таможенные службы 5 стран осуществляют тесное взаимодействие в рамках заседаний Консультативного комитета по таможенному регулированию при ЕЭК, а также в работе по согласованию проектов решений ЕЭК.

2. Участие в работе Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза

Объединённая коллегия таможенных служб государств – членов Таможенного союза (далее – Объединенная коллегия) координирует практические действия таможенных служб государств – членов ЕАЭС в рамках применения единых принципов таможенного администрирования, выступает площадкой для обсуждения и выработки взаимоприемлемых унифицированных решений, а также оперативного урегулирования проблем в сфере таможенного дела.

Объединенная коллегия образована в соответствии с Договором между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 22.06.2011. В 2015 году к Договору присоединились Армения и Киргизия.

Председатель Объединенной коллегии — руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Заместителями Председателя Объединенной коллегии являются руководители таможенных служб всех государств – членов ЕАЭС.

Функции рабочего аппарата – Секретариата Объединенной коллегии выполняет таможенная служба Российской Федерации.

Основными задачами Объединенной коллегии являются:

— координация деятельности таможенных служб стран в рамках ЕАЭС;

— участие в формировании единой правовой базы ЕАЭС по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции национальных таможенных служб;

— обеспечение единообразного применения таможенного законодательства ЕАЭС в пределах своей компетенции;

— обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств и содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории ЕАЭС.

При Объединенной коллегии создано 9 рабочих групп по наиболее важным направлениям таможенного администрирования, в том числе по вопросам классификации товаров, защиты интеллектуальной собственности, по таможенной экспертизе и экспертным исследованиям, по развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов ЕАЭС, по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров, по вопросам совершенствования порядка администрирования таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, и другим вопросам.

Создание Объединенной коллегии позволило эффективно, оперативно и на единых принципах решать широкий спектр практических вопросов функционирования Союза, разрабатывать единые таможенные технологии и единообразно их применять.

В 2017 году проведено 4 заседания Объединенной коллегии, по итогам которых принято 99 решений по вопросам практического взаимодействия между таможенными службами государств – членов ЕАЭС, упрощения таможенного администрирования и единства правоприменительной практики.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года.

Состав ЕАЭС

В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия.

ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств — Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах.

Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам.

По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

  1. Национальный сертификат — для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.
  2. Сертификат Таможенного союза — сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза», — такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

  • Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.
  • Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.
  • Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.
  • Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.
  • Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.
  • Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.
  • Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии входит:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например, рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Содержание

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.
  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС [1] и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерация с 1 июля 2010 года
Республика Беларусь с 6 июля 2010 года
Республика Казахстан с 1 июля 2010 года
Республика Армения с 10 октября 2014 года
Кыргызская Республика с 23 декабря 2014 года

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза [2] ;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Республика Казахстан является инициатором и активным участником многих интеграционных процессов. Впервые идея о евразийской интеграции была озвучена Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в 1994 году. Сначала эта инициатива, на тот момент казавшаяся революционной, была воспринята неоднозначно. Однако со временем она получила большую поддержку и развитие.

Как результат – на первом этапе был создан Таможенный союз, затем Единое экономическое пространство, а с 1 января 2015 года стартовал Евразийский экономический союз, основателями которого стали Беларусь, Казахстан и Россия. В этом же году полноправными членами ЕАЭС стали Республика Армения и Кыргызская Республика.

Наряду с Европейским союзом, становление которого началось в середине XX века, ЕАЭС стал вторым примером полноценного экономического союза в мире.

ЕАЭС не является политическим объединением. В ходе работы над Договором о Союзе государства — члены ЕАЭС осознанно отказались от его политизации и включения в компетенцию Союза вопросов, затрагивающих национальный суверенитет. В рамках ЕАЭС рассматриваются вопросы исключительно экономического сотрудничества, а также обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов его государств — членов.

ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, в основе которой договоренности, достигнутые государствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза.

Основными целями ЕАЭС являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов Союза в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, а также всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Экономический потенциал евразийской интеграции очень высок. Совокупный объем экономик государств составляет более 2,2 триллионов долларов США, с численностью населения более 182 миллионов человек.

В условиях континентальной «замкнутости» важнейшим системным аспектом для роста экономики Казахстана и ее диверсификации является снижение транспортных издержек. В рамках ЕАЭС договоренности о доступе к инфраструктуре и внутригосударственным тарифам стран-партнеров на перевозку грузов позволило казахстанскому бизнесу сократить транспортные издержки. Соответственно, повысилась конкурентоспособность казахстанской продукции на внешних рынках.

Единые принципы технического регулирования, общая система ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности позволяют перемещать продукцию по территории государств-членов по единым требованиям и на равных условиях.

Гражданам и бизнесу государств — членов ЕАЭС уже стали ощутимы преимущества от свободного передвижения рабочей силы. Рядовые граждане стран Союза могут работать в любом из государств-членов без получения разрешений на осуществление трудовой деятельности, использовать документы об образовании без процедуры их признания.

В 2016 году принят пакет документов, необходимый для формирования единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий, что позволит увеличить объем производства казахстанской фармпродукции, создать дополнительные рабочие места, а для потребителей – снизить цены и повысить качество лекарств, производимых на территории государств – членов Союза.

К 2019 году будет сформирован общий электроэнергетический рынок, который обеспечит эффективную систему ценообразования, увеличит объемы производства электроэнергии и экспортную составляющую энергосистем стран. В рамках общего электроэнергетического рынка снизится вероятность возникновения дефицита электроэнергии.

В рамках ЕАЭС были достигнуты договоренности по формированию к 2025 году общего рынка нефти и нефтепродуктов. Он предусматривает неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений. Кроме того, к 2025 году будет предоставляться доступ к газотранспортной инфраструктуре. Казахстан заинтересован в решении данных вопросов.

Договоренности о доступе к инфраструктуре стран-партнеров позволят сократить транспортные издержки наших экспортеров. Соответственно повысится конкурентоспособность казахстанской продукции, которая направляется на экспорт, в том числе и в страны Европы. Между государствами-членами ЕАЭС имеются взаимосвязанные системы поставок нефти и нефтепродуктов. Применение общих условий торговли без барьеров позволит обеспечить стабильность и сбалансированность в функционировании этих систем.

В условиях снижения темпов мирового экономического роста, участие Казахстана в евразийской экономической интеграции создает необходимый фундамент для диверсификации экономики, повышения производительности труда.

Кроме того, усилия в деятельности ЕАЭС сфокусированы на активизации международных контактов. Расширение торгово-экономических связей с основными партнерами и новыми растущими рынками должно стать импульсом для повышения роли ЕАЭС на всем континенте. Свидетельством привлекательности ЕАЭС является заинтересованность более 30 стран мира в подписании с ЕАЭС договоров о создании зоны свободной торговли.

В настоящее время подписано более 25 меморандумов о сотрудничестве и взаимодействии ЕАЭС с разными странами, в том числе с Монголией, Чили, Перу, Сингапуром и Камбоджей.

5 октября 2016 года вступило в силу Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, которое является первым преференциальным договором в рамках ЕАЭС. Имеется мандат на проведение переговоров с КНР, Израилем и Сербией. На заседании Высшего совета 26 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге одобрены решения о начале переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с Ираном, Индией, Египтом и Сингапуром. Партнеры из Южной Америки и Южной Кореи также проявляют интерес к сотрудничеству с Союзом.

Проводится поиск точек соприкосновения с Европейским союзом и Шанхайской организацией сотрудничества. Взят курс на сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».

В целом, Казахстан всегда выступает за поступательное развитие интеграции на широком пространстве Евразии, что на наш взгляд придает мощный мультипликативный импульс глобальному экономическому развитию.

Сотрудничество в рамках ЕАЭС осуществляются в таких сферах как:

-таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

-санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

-зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

-установление торговых режимов в отношении третьих сторон;

-статистика внешней и взаимной торговли;

-промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

-государственные и (или) муниципальные закупки;

-взаимная торговля услугами и инвестиции;

-транспорт и перевозки;

-финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг).

Органами ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет (главы государств-членов), Евразийский межправительственный совет (главы правительств государств-членов), Евразийская экономическая комиссия (Комиссия), а также Суд ЕАЭС, который находится в г.Минске.

Комиссия состоит из 2-х уровней – Совета и Коллегии. Совет представлен пятью заместителями премьер-министров государств-членов. Коллегия Комиссии состоит из 10 человек, по 2 представителя от каждого государства. Месторасположение Комиссии – г.Москва. Председателем Коллегии на четырехлетний период (с 1 февраля 2016 г.) избран представитель Республики Армения – Саркисян Тигран Суренович.

Все решения, принимаемые Высшим, Межправительственным советами и Советом Комиссии принимаются консенсусом, что позволяет учитывать интересы каждого государства-члена.

В Коллегии Комиссии заложен механизм принятия решений консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения по наиболее чувствительным вопросам, по остальным – квалифицированным большинством в две трети голосов.

При этом любые решения, которые принимает Коллегия, могут быть пересмотрены вышестоящими органами Союза – Советом Комиссии, Межправительственным советом, Высшим советом. И как крайняя мера, любой вопрос может быть оспорен в Суде ЕАЭС.

По предложению Республики Казахстан, в структурных подразделениях, как Комиссии, так и Суда, должности директоров и заместителей директоров заняты представителями государств-членов с учетом соблюдения принципа их равной представленности.

В настоящее время Комиссия состоит из 25 департаментов, в которых каждая сторона представлена 5 директорами и 13 заместителями директоров департаментов Комиссии. Остальные сотрудники назначаются пропорционально долевому участию государств в финансировании этих органов. Штатная численность Комиссии – 1071 человек.

В целом, деятельность ЕАЭС направлена на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан государств-членов. ЕАЭС является мощным стимулом для развития и всесторонней модернизации экономик государств-членов и их вывода на ведущие позиции в глобальном мире.

Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)

Препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС

Белая книга таможенных барьеров

Доклад «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» отражает результаты работы Союза по устранению препятствий для торговли, оставшиеся препятствия, текущие объемы торговли между участниками ЕАЭС, понятийный аппарат. Каждый участник торговли может внести свой вклад в Белую книгу и сделать единое экономическое пространство лучше, воспользовавшись ресурсом «Реестр препятствий».

Терминология препятствий в рамках ЕАЭС (выработаны ЕЭК совместно с государствами-членами)

Барьеры – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза.

Изъятия – предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.

Ограничения – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношении?, развитие которых предусмотрено правом Союза.

По состоянию на конец 2016 года в согласованном перечне препятствии? «Белой книги» содержится 60 препятствии?: изъятии? – 17, ограничении? – 34, барьеров – 9.

На рисунке 1 показано общее соотношение разных типов препятствий в ЕАЭС. На рисунке 2 отражено количество разных типов препятствий, применяемых каждым государством-членом.

Реестр препятствий

Информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» — это возможность составить обращение о потенциальном препятствии для функционирования единого внутреннего рынка государств-членов ЕАЭС, в котором необходимо изложить ситуацию, возникшую у Вас или Вашей организации.

Данный интернет-портал был создан с целью формирования реестра нарушений и последующей работы с ними в рамках ЕЭК. Портал создан для получения информации «снизу», то есть непосредственно от предпринимателей, которые столкнулись с неправомерными препятствиями на рынках ЕАЭС при осуществлении деятельности. Любой желающий может обратиться в ЕЭК с заявлением о препятствии, которое возникло из-за нарушения страной-членом ЕАЭС права Союза. На интернет-портале также можно ознакомиться с реестром нарушений и работой ЕЭК по их устранению.

Единый таможенный тариф

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). ЕТТ ЕАЭС утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

В рамках ЕТТ существует возможность предоставления тарифных льгот, условия и механизм применения которых обозначены в приложении 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы предоставляются в отношении ввозимых на территорию Союза товаров и представляют собой освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Участникам ВЭД также следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.36 Договора о ЕАЭС в отношении товаров, импортируемых из развивающихся и наименее развитых стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ЕТТ. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (в скором времени утратит силу). Новый перечень таких товаров определен Решением Совета ЕЭК (вступает в силу с 28 августа 2017 г.).

В договоре о ЕАЭС также устанавливаются правила определения объема квот в отношении сельскохозяйственных товаров. Такие правила определяют максимальный объем сельскохозяйственной продукции определенного вида, разрешенный к ввозу на территорию ЕАЭС. Квота предоставляется на разные группы товаров и способствует развитию импортозамещения. Объемы квот определяются Коллегией ЕЭК каждый год.

Технический регламент Евразийского экономического союза – документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты Евразийского экономического союза принимаются для обеспечения реализации первоочередных интересов в сфере безопасности.

В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС принимаются технические регламенты Союза.

Продукция, в отношении которой принят технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение в рамках Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, которые установлены техническим регламентом ЕАЭС. Страны-участницы ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Продукция, которая прошла процедуры оценки соответствия, маркируется единым знаком обращения товаров ЕАЭС.

Со дня вступления в силу технического регламента на определенный вид продукции на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные национальными законодательствами, не применяются. Таким образом, получение документов, подтверждающих соответствие техническим регламентам ЕАЭС, дает возможность продукции беспрепятственно обращаться на территории Союза.

Подтверждение соответствия продукции техническим регламентам осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Применение одной из этих форм зависит от степени риска причинения вреда от использования продукции. Существует несколько схем оценки (подтверждения) соответствия: 6 схем декларирования и 9 схем сертификации. На схеме изображено применение различных форм соответствия в зависимости от риска. Более подробную инструкцию по применению схем декларирования / сертификации, а также по всей необходимой документации можно найти в презентации на сайте ЕЭК.

Перечень сфер, по которым применяются технические регламенты ЕАЭС:

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 года создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

Сотрудничество в сфере межгосударственной интеграции в сфере экономики на постсоветском пространстве ведется с конца 1990-х годов.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Данный документ без конкретизации сроков реализации предполагал отмену таможенного контроля на внутренних границах, проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

10 октября 2000 года было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (договор вступил в силу 30 мая 2001 года). В состав ЕврАзЭС вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В 2006 году были подписаны протоколы о присоединении к Договору об учреждении ЕврАзЭС Узбекистана. В 2008 году членство Узбекистана в ЕврАзЭС было приостановлено.

В 2002 году статус наблюдателей при ЕврАзЭС получили Украина и Молдавия, в 2003 году — Армения. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза (ТС) трех государств — Белоруссии, Казахстана и России.

27 ноября 2009 года Договор о Таможенном кодексе был подписан. Были утверждены Единый таможенный тариф ТС (введен в действие с 1 января 2010 года), Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие международные документы, направленные на осуществление единого таможенно-тарифного регулирования. Принято решение о начале функционирования с 1 июля 2010 года единой таможенной территории ТС. 6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.

С 1 июля 2011 года Таможенный союз начал функционировать полноценно: был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном, все виды таможенного контроля и оформления были перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.

19 декабря 2009 года в Алма-Ате (Казахстан) на неформальной встрече глав государств-членов Таможенного союза было принято решение об утверждении Плана действий по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана и России. С 1 января 2012 года в действие был введен пакет из 17 базовых соглашений, формирующих ЕЭП.

2 февраля 2012 года начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП.

18 ноября 2011 года в ходе встречи президентов России, Белоруссии и Казахстана в Москве была подписана декларация о Евразийской экономической интеграции, в которой в качестве одной из основных перспективных целей евразийской экономической интеграции было провозглашено создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

29 мая 2014 года в Астане Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступает в силу 1 января 2015 года.

26 сентября 2014 года договор ратифицировала Государственная Дума РФ.

1 октября 2014 года Совет Федерации ратифицировал Договор о ЕАЭС.

В этот же день депутаты мажилиса (нижняя палата) парламента Казахстана на своем пленарном заседании одобрили законопроект «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».

О намерении присоединиться к евразийской интеграции заявили Армения и Киргизия.

2 октября 2014 года правительство Армении одобрило проект Договора о присоединении республики к ЕАЭС.

В октябре также планируется ратификация Договора о создании ЕАЭС парламентом Белоруссии. В Палату представителей Национального собрания Белоруссии документ поступил 30 сентября.

10 октября в Минске ожидаются переговоры, в рамках которых планируется решить вопрос о принятии в Евразийский экономический союз Армении и Киргизии.

Штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, суд ЕАЭС — в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате.

Переход на единую валюту в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может произойти не ранее 2025 года.

Президенты России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев перед заседанием Высшего Евразийского экономического совета

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Узбекистан вступит в ЕАЭС до конца 2020 года, но ему нужны гарантии – эксперты

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Дискуссии о вступлении Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) становятся предметными. В них участвуют не только эксперты, но и дипломаты. Ташкент, говорят собеседники газеты «Коммерсант», ставит вопрос о гарантиях для своей промышленности и других секторов экономики. Москва тем не менее рассчитывает на то, что узбекская сторона не станет тянуть с подачей заявки на членство в ЕАЭС.

Тема интеграции Узбекистана в ЕАЭС обсуждалась на Х азиатской конференции «Центральная Азия и Евразия: многостороннее сотрудничество перед вызовами глобального беспорядка». Форум, организованный дискуссионным клубом «Валдай» в партнерстве с узбекским Институтом стратегических и межрегиональных исследований, проходил в Самарканде 10-11 ноября.

В нем участвовали не только эксперты. Россию на официальном уровне представляли глава третьего департамента стран СНГ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) Александр Стерник и посол РФ в Ташкенте Владимир Тюрденев. В узбекской делегации – секретарь Совбеза Виктор Махмудов, глава комитета по вопросам международных отношений и внешнеэкономических связей сената страны Алишер Курманов, главы управлений МИДа.

ЕАЭС в списке тем не упоминался. Но на специальной двусторонней сессии Россия-Узбекистан, проходившей за закрытыми для прессы дверями, тема возможного вступления Ташкента в союз была одной из основных. По словам собеседников «Коммерсанта», представители Узбекистана обозначали вопросы, на которые хотели бы получить ответ от российской стороны, а потом и от других членов ЕАЭС.

Тема интеграции Ташкента в ЕАЭС, напомним, стала открыто обсуждаться с октября. О том, что Узбекистан прорабатывает вопрос членства в союзе, заявила в узбекской столице спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. О полноценных переговорах речь пока не идет.

Собеседники в российских госструктурах говорят, что запущен переговорный экспертный процесс и ведутся секторальные консультации по поводу членства Узбекистана в ЕАЭС, на которых обсуждаются «скрытые риски».

Представители Узбекистана высказываются на тему ЕАЭС очень аккуратно. В Самарканде представители узбекского МИДа в разговоре с «Коммерсант» отмечали, что идет процесс изучения «плюсов и минусов» членства в союзе. От более подробных комментариев дипломаты отказались.

Сенатор Алишер Курманов отметил, что в республике начались дискуссии на тему интеграции в ЕАЭС, но призвал их не форсировать. «Надо дать нашим экспертам немного времени разобраться, все взвесить и расставить точки над i. Потом будет возможность более продуктивно эту тему комментировать», – рассказал он «Коммерсанту».

Научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев отмечает, что Ташкент хотел бы осязаемых гарантий.

«У них есть промышленность, есть поддерживаемые государством сектора экономики и компании. Они хотят, чтобы все это сохранилось. И ставят вопрос о том, как мы эти интересы будем обеспечивать при вхождении (Ташкента. – «Ъ») в союз. Они хотят сохранить возможности по господдержке», – сказал эксперт. Он также отметил, что не было проведено ни одного исследования по поводу возможного эффекта вступления Узбекистана в ЕАЭС.

Иван Сафранчук из Института международных исследований МГИМО в пример приводит узбекский автопром: «Главная задача Узбекистана – вскрытие внешних рынков. Но ЕАЭС – это не только вскрытие внешних рынков, но и своего. А это для местного автопрома будет большим ударом».

Дипломатические собеседники «Коммерсант» в Москве дают понять, что рассчитывают скоро получить от Ташкента заявку на вступление в ЕАЭС. Самый оптимистичный прогноз – заявка поступит до конца этого года или в 2020-м. Но есть и те, кто считает, что вопрос будет решаться несколько лет.

Тимофей Бордачев полагает, что долгих переговоров не будет: «У нас не Европа. У нас долго переговоры не идут. Все делается быстро или совсем не делается. Не думаю, что речь о долгосрочной перспективе» .

Ссылка на основную публикацию