ВВП Польши в 2020 годах

Польша в ловушке «экономического чуда», или Банкет за счет ЕС

Помните, когда в СССР начинался капитализм, для людей, научившихся делать деньги быстрее других, придумали специальный термин «новые русские»? Теперь, спустя три десятка лет, наш опыт перенимают в Европе: континентальная пресса ринулась писать о «новых поляках». Понятно, что подгадать все старались под выборы, прошедшие 13 октября, но голосование, в общем-то, явилось не более чем инфоповодом для размещения статей, выражающих не просто недовольство сохранением партией «Право и справедливость» в своих руках руля государства, но и возмущение «эти поляки так и продолжат сидеть на нашей шее».

Почти 30 лет непрерывного подъема

1991 был последним плохим годом польской экономики. С того момента ВВП Польши ежегодно рос, увеличившись к началу 2018 года до $ 524,5 млрд (с $ 85,5 млрд). Злотый, польская национальная валюта, укреплялся каждый год, начиная с 1992 года, в среднем на 4,2%. Сегодня безработица в этой стране ниже 4%, чем почти никто больше в Евросоюзе похвастаться не может.

В то время как многие европейские правительства или увеличивают свой дефицит бюджета для того, чтобы выкроить деньги на выплаты пенсий, польское правительство пообещало освободить от пенсионных взносов налогоплательщиков в возрасте до 26 лет, предоставить ежегодный бонус пенсионерам и платить семьям около 120 евро (в пересчете со злотых) в месяц на ребенка в целях содействия рождаемости в стране. Кроме того, в 2022 году планируется удвоить минимальную заработную плату, чтобы она достигла 4000 злотых, то есть около 900 евро в месяц. Экономисты сравнивают польскую экономику с пышным лесом, где все деревья растут крепкими и здоровыми.

Менее года назад Польша стала частью «первого подразделения» FTSE Russell (неофициальный индекс самых развитых фондовых рынков в мире), а GPW (Варшавская фондовая биржа) стала частью группы из 29 фондовых рынков, считающихся самыми важными на планете. В последний раз до этого «лига великих», сформированная в 2004 году, пополнялась аж в 2009-м, когда в нее был принят Израиль.

В то время как в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции или Германии количество ценных бумаг, зарегистрированных на фондовом рынке, за последние десятилетия сократилось, в Польше это число увеличилось. И даже больше, чем в Китае, России или Индонезии, которые, кстати, находятся в более низких категориях — «B» или «C» — индекса FTSE Russell.

Европейские экономисты без устали говорят о «чуде польского фондового рынка», а также об «экономическом чуде». Причем недавно, учитывая, что предполагаемое чудо длится почти три десятилетия, его постепенно переименовали в «золотой век польской экономики».

Раздача «слонов»

Чтобы превратить экономический капитал в политический, популистское правительство партии PiS («Правосудие и справедливость») разработало программу щедрых социальных расходов. Меры выглядят весьма привлекательно:

— пенсионный возраст снижается с 67 до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин;

— большинство вновь зарегистрированных предприятий не должны платить налоги в течение первых двух лет. Прибавьте сюда принимаемые на себя правительством обязательства выплачивать фермерам дополнительную «зарплату» в эквиваленте 23 евро за каждую свинью и 120 евро — за корову. Приплюсуйте сюда упомянутые выше выплаты на детей и дополните это информацией о том, что в декабре прошлого года служащим национальной полиции увеличили жалование на сумму в злотых, эквивалентную 250 евро в месяц.

Глава PiS Ярослав Качиньский заявил, что его страна примет евро (не перейдет на евро, а примет его — в этой игре терминами сквозит желание Польши подавать себя в качестве одной из ведущих держав ЕС) только тогда, когда польская экономика будет такой же мощной, развитой и денежной, как германская. Этот нюанс Качиньский подчеркивал и повторял, как заклинание по нескольку раз на каждой встрече с избирателями в ходе предвыборной кампании.

Эксперты обращают внимание, что вместо того, чтобы разрабатывать социальную программу, которая предоставляет такую ​​помощь тем, кто в ней больше всего нуждается, PiS сосредоточена на «инъекциях денег» группам, которые за совершенные добрые дела могут отплатить своими голосами на избирательных участках. Этим объясняется, например, что деньги в предвыборный период получили такие отрасли, как притесняемая зелеными угольная (профсоюз горняков только что получил 10 миллионов евро) или аграрная (фермерам выделили 210 миллионов евро перед муниципальными выборами).

Злотые в обмен на голоса

Марек Белка, бывший министр финансов Польши, называет такой способ действий «фестивалем безответственности», цель которого состоит в том, чтобы граждане отождествляли свои экономические блага с мандатом PiS.

«Вместо инвестирования в развитие инфраструктуры или улучшение сферы услуг правящая партия предпочитает тупо платить определенным группам населения в расчете на ответную любезность в виде поддержки, — отмечает экс-чиновник. — Таким образом, субсидии от ЕС просто проедаются. Когда-то этот мыльный пузырь показного благосостояния должен лопнуть».

Дополнительные бюджетные деньги у польского правительства действительно появляются, благодаря различным фондам Европейского союза. Польша годами была и является сейчас их крупнейшим бенефициаром. За 15 лет нахождения в ЕС Варшава выкачала из Брюсселя субсидии в объеме, составляющем 1,2 суммы польского годового ВВП.

«Польских руководителей устраивает роль Евросоюза в качестве дойной коровы для Польши, — возмущается испанское издание El Confidencial. — Премьер Моравецкий недавно заявил, что ЕС должен заполнить карманы поляков, а не производить над ними социальные эксперименты или навязывать иностранные ценности».

Пока государственная казна с учетом субсидий из Брюсселя (а Польша только от перераспределения перечисляемых в Европейскую комиссию членами блока налоговых квот находится в хорошем плюсе: выплаты в Брюссель составляют 3 млрд евро, приход — 10 млрд) способна покрыть эти расходы. Но источники в правительстве согласны с тем, что хотя экономика продолжает расти нынешними темпами, программы социальных расходов будут тяжелым бременем в среднесрочной перспективе. В отчете Министерства экономики говорится, что удвоение минимальной заработной платы спровоцирует и без того скачущую инфляцию и вызовет рост безработицы и теневой экономики.

Опасность инфляции

Высокая инфляция, первый признак дисбаланса в экономике, затрагивает все сектора и составляет около 3% (для сравнения, в Испании она составляет менее 0,3%, а некоторые страны ЕС и вовсе ломают голову, как победить дефляцию). В недавнем избирательном акте оппозиция сравнила холодильник с продуктами питания на 20 евро — что можно было купить на эту сумму в 2015 году и в 2019-м. Выяснилось, что средняя цена на куриное мясо выросла на 10% за два года, общественный транспорт подорожал на 20% за три года, а цены на жилье растут темпами, как во времена предкризисного надувания мыльного пузыря недвижимости: 11% в год в Кракове, 12% в Варшаве и 21% в Гданьске.

Заработная плата в частном секторе, несмотря на стабильный рост, остается, по европейским меркам, низкой (в среднем 800 евро брутто, то есть до уплаты налогов). Для государственных служащих ситуация намного хуже. Забастовка учителей, которая парализовала польские школы несколько месяцев назад, имела в качестве основного требования повышение заработной платы. Которого в итоге педагоги не добились и сегодня учитель государственной школы зарабатывает меньше, чем кассир супермаркета.

Реальность такова, что инвестиции в государственные услуги — это «большое забытое» в бюджетах правительства PiS. Расходы на здравоохранение в Польше меньше, чем в остальной Европе, 10 000 рабочих мест в государственном образовании были ликвидированы, и в 2018 году процент граждан, живущих в условиях крайней нищеты, у черты бедности и на уровне риска бедности, снова вырос.

Ипотека: франки швейцарские, проценты польские

Кроме того, в крупных польских городах ощутим процесс «джентрификации», вызванный увеличением стоимости жилья. Цена за квадратный метр в Варшаве не опускается ниже 2500 евро. В течение долгих лет многие поляки покупали свои дома с ипотекой в ​​швейцарских франках. Интерес был обеспечен низкими процентными ставками. Однако только за прошлый год швейцарская валюта выросла на 6% по отношению к польскому злотому и не менее чем на 85% в последнее десятилетие. Поэтому теперь треть польских семей имеет настолько «распухшую» ипотеку, что не в состоянии ее выплатить. В целом, по разным оценкам, граждане Польши должны вернуть в швейцарские банки от 15 до 25 миллиардов кредитных евро.

Страницу перевернули. А дальше тот же текст

Воскресные, 13 октября, выборы в Польше прошли под знаком преимущества стоящей у руля партии. Попытки коллег по Евросоюзу вразумить через свою прессу польский народ воплями «так больше нельзя, прекратите жить за наш счет» успеха не принесли — Польше снова пришел PiS. А значит, «дойка» ЕС продолжится. Польша хочет быть богатой. А за чей счет — это уже детали, недостойные внимания.

Польское экономическое чудо: долго ли продлится праздник?

Когда в 2016 году правительство партии «Право и справедливость» (ПиС) вводило программу «Семья 500+» — по 500 злотых ежемесячных доплат (около 120 евро) на второго и каждого последующего ребенка до достижения совершеннолетия независимо от доходов семьи — польская оппозиция ломала руки.

«Если эти обещания будут реализованы, то следующий год будет годом больших проблем для бюджета», — предсказывал бывший премьер и гуру польской трансформации 90-х годов Лешек Бальцерович.

«Эту программу не удастся долго удерживать, она будет только поощрять людей отказываться от работы и жить на социальную помощь», — это прогноз от лидера либеральной партии «Современная» Рышарда Петру в 2017 году.

Программа «Семья 500+» действует уже в течение трех лет, но польская экономика не только не упала, а увеличила темпы роста до 4,7% в первом квартале 2019 года. Скорее в ЕС растут только экономики Венгрии и Румынии, среднеевропейский показатель — 1,5%.

Хотя влияние «Семьи 500+» на занятость среди женщин в маленьких населенных пунктах остается дискуссионным, программа не привела к росту процента населения, живущего по социальной помощи.

В 2019-м действие программы было распространено на все семьи, даже только с одним ребенком. Тем самым количество бенефициаров программы выросло с 2,5 до почти 6 млн семей. Уже в следующем году на нее придется потратить около 10 млрд евро из бюджета.

Но этим подарки от ПиС полякам в избирательный год не ограничиваются (13 октября в Польше состоятся парламентские выборы). В феврале лидер партии Ярослав Качинский пообещал уменьшение подоходного налога на 1%, его отмену для молодежи до 26 лет, а также тринадцатую пенсию — 250 евро — для каждого пенсионера. А до этого была еще отмена пенсионной реформы — теперь польские мужчины снова выходят на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60.

Все эти щедрые проекты, которые сторонники называют облегчением социальных трансферов, а противники — банальной раздачей денег и покупкой голосов, могли бы сделать дыру в бюджете и у более состоятельных западных стран. На удивление, польская экономика не только не упала, а процветает. Средняя зарплата выросла до 1200 евро, тогда как инфляция держится на уровне 2,9%. Безработица, по данным Евростата, не превышает 4%. Авторитетное немецкое бизнес-издание Handelsblatt называет экономические достижения поляков удивительными, а телеканал Euronews говорит о золотом веке польской экономики.

Так почему же, несмотря на «раздачу» денег, предсказания либералов в Польше не сбываются?

Шопинг на 61% ВВП

Все амбициозные инициативы требуют прочного фундамента. Сегодняшние щедрые инициативы ПиС были бы невозможны, если бы их предшественники не проводили политику «затягивания ремней». Правительства «Гражданской платформы» в 2007 — 2015 годах ставили на развитие бизнеса, привлечения иностранных инвестиций, максимальное использование евросоюзных фондов до развития инфраструктуры. Неолиберальные реформы, среди которых повышение пенсионного возраста, помогли Польше стать единственной страной ЕС, которая избежала рецессии во время мирового экономического кризиса 2008 — 2012 годов. Однако они оставили у поляков ощущение, что рост благосостояния страны распределяется очень неравномерно. Отсюда, в частности, победа ПиС в 2015 году — партия изначально обещала помогать бедным слоям населения.

В пользу поляков играет также большой внутренний рынок — польским предпринимателям проще сбывать свои товары, чем хотя бы соседям из Литвы и Латвии. Поэтому неудивительно, что главным мотором роста польской экономики на протяжении последних лет является внутренний спрос.

«Возможно, прав был Джон Мейнард Кейнс (английский экономист, критик неоклассической теории свободного рынка, сторонник правительственного стимулирования спроса, а также контроля за кредитами и валютой — ред.) — стимулирование спроса это залог роста экономики, — говорит Кароль Токарчик из аналитического центра Polityka Insight. — Все исследования показывают, что настроения польских потребителей улучшаются из месяца в месяц благодаря социальным инициативам ПиС и низкой безработице. Вопрос, как долго продлится этот эффект».

Внутреннее потребление отвечает сегодня за 61% польского ВВП, это гораздо выше среднего показателя по ЕС и больше напоминает реалии американского рынка. Этот процент в следующем году, вероятно, вырастет из-за расширения программы «Семья 500+» и рост зарплаты нетто. Благодаря последним реформам ПиС прибыль обычной польской семьи с двумя детьми вырастет даже на 7%, и эти деньги будут потрачены на продукты питания, медицинские и образовательные услуги. Нельзя также не упомянуть о динамике польского рынка недвижимости — только в течение первых трех месяцев 2019 года поляки в семи крупнейших городах купили 10 тыс. новых квартир общей стоимостью более миллиарда евро за наличные.

Эксперты рассказали об экономическом положении Польши и Литвы

Польша не оправдала ожидания Еврокомиссии в этом году по росту экономики. ЕС пришлось снизить экономический прогноз для республики на 2020 год. Об этом пишет «Радио Польша».

Согласно данным экспертов, ВВП Польши в этом году — 4,1%. В 2020 году Европейская комиссия ожидает снижение этого показателя до уровня 3,3%.

«Это на три десятых процентного пункта меньше по сравнению с майскими прогнозами европейских экспертов», — говорится в сообщении.

Также экономисты предсказывают увеличение дефицита бюджета страны до 1%. Эксперты ЕС считают, что это связано с увеличением социальных пособий.

«Самый высокий темп роста ВВП в следующем году будет в Мальте — 4,2 процента, а также в Польше и Румынии — по 3,6 процента», — пишет издание.

В еврозоне, где прирост экономики должен быть намного ниже, чем в Польше, Еврокомиссия не исключает небольшое повышение темпа роста ВВП с 1,1 процента в 2019 году до 1,2 процента в 2020.

В свою очередь литовские эксперты считают, что рост ВВП республики будет самым быстрым в странах Балтии в этом году, об этом пишет Delfi со ссылкой на крупнейшую в стране финансовую группу Swedbank.

По их прогнозам, ВВП Литвы в этом году вырастет на 3,7%, ВВП Эстонии — 3,2%, Латвии — 2%. При этом, аналитики ожидают замедление экономического прогресса Литвы до 2%, а в 2021-м достигнет 2,5%. У Латвии прирост также составит 2% и 2,5% ВВП, в Эстонии — 2,1% и 2,5%.

Согласно последним оценкам Swedbank, среднегодовая инфляция в Литве составит 2,4% в этом году и 2,5% в следующем. В Латвии инфляция ожидается на уровне 2,9% и 2,4%, в Эстонии — 2,4% и 2,3%.

По оценкам экономистов Swedbank, уровень безработицы в Литве в этом и в 2020 году составит по 6,2%. В Латвии — 6,5% и 6,6% соответственно, в Эстонии — 4,9% и 5,1%. Вероятностный рост средней заработной платы в Литве ожидается на уровне 8,3% в этом году и 6,1% в следующем году, в Латвии — 7,6% и 6%, в Эстонии — 7,5% и 6,5%.

Как ранее сообщал РБК Калининград, в июле этого года польские специалисты предсказали замедление экономики Польши. На мнение экономистов повлияли негативные данные по промышленному производству — в июне 2019 года темп роста в сфере строительно-монтажных работ упал с 9,5% до 0,7%.

Динамика ВВП Польши 1986-2017 годы

Польша это одно из первых государств, которое покинуло блок социалистических стран и встала на ноги капитализма и истинной демократии по-американски. Так чего же наши соседи славяне добились за эти 30 лет? На этот и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этом материале.

Давайте познакомимся с основными показателями Польши для того, что бы понимать, что же все-таки это за страна и какие у нее экономические показатели. Все показатели я постараюсь давать на 2017 год, кроме тех случаев, когда их нет, тогда будут даваться примечание, на какой год указаны эти данные.

Статистические данные Польши на 2017 год

На 2017 год население Польши составляет — 38,634 млн. чел, территория – 312 679 км2, плотность населения – 123 чел/км2.

Номинальное ВВП – 509,955 млрд $, на человека — $13 429. ВВП по ППС — 1110 млрд $, на человека — $29 250. Рост ВВП – 3,1% (2016) и 3,3% (2017), прогноз роста ВВП — 3,2% (2018), 3,2% (2019). Распределение ВВП по секторам экономике выглядит так: agriculture – 2,6%; industry — 38.5%; services — 58.9% (2016). Инфляция – 1,8% (CPI, 2017).

Коэффициент Джини — 29.8 (2014) – это статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределён показатель.

Рабочей силы – 17,64 млн. человек (2016), распределение рабочей силы по секторам: agriculture – 11,5%; industry – 30,4%; services – 58,1% (2015). Безработица составляет – 4,6% (Eurostat, September 2017). Средняя зарплата — €975,96/$1 320 в месяц (2014). Главные отросли промышленности — machine building, iron and steel, mining coal, chemicals, ship building, food processing и glass.

Экспорт и Импорт (2016)

Экспорт — $195.70 млрд. (2016). Экспортные товары — machinery and transport equipment — 37.8%, intermediate manufactured goods — 23.7%, miscellaneous manufactured articles — 17.1%, food and live animals — 7.6% (2012 est.).

Лучшие экспортные страны: Germany — 27.3%, United Kingdom — 6.6%, Czech Republic — 6.6%, France — 5.4%, Italy — 4.8%, Netherlands — 4.5%

Импорт — $193,60 млрд. (2016). Импортные товары — machinery and transport equipment 38%, intermediate manufactured goods 21.0%, chemicals 15.0%, minerals, fuels, lubricants and related materials 9.0% (2011 est.)

Лучшие импортные страны: Germany — 28.3%, China — 7.9%, Netherlands — 6%, Russia — 5.8%, Italy — 5.3%, France — 4.2%, Czech Republic — 4.1%,

Всего зарубежных инвестиций — $224,5 млрд. (31 December 2016 est.), государственный внешний долг — $347,8 млрд. или 48,4% от ВВП (31 December 2016).

Государственный бюджет (2016):
— доходы в бюджет — $79,75 млрд.
— расходы — $91,45 млрд.

Экономическая помощь Европейского Союза:
Выделено $137 млрд. на структурные реформы на протяжении 2007–2013 годов. Планируется выделить еще $142 млрд. на структурные реформы в 2014–2000 годах.
Золотовалютные резервы страны – $114.4 млрд. (31 December 2016 est.)

Как видите очень хорошие показатели у экономики Польши, так на протяжении 2007-2017 годов в ее экономику было влито экономической помощью и инвестициями более $410 млрд. Не плохой показатель, как для страны загнивающего Запада. Например, весь ВВП Украины в 2017 году планируется на уровне $104 млрд, а ВВП России на 2017 год – $1 469 млрд, Белоруссии — $53 млрд, Казахстана — $156,2 млрд.

Динамика ВВП Польши 1986-2017 годы

Теперь давайте посмотрим на динамку развития ВВП Польши с 1986 года по 2017 год. Будут рассмотрены разные показатели и сведены в таблицу. Также построено несколько графиков, для более наглядного понимания некоторых процессов.

Таблица: Динамика ВВП Польши 1986-2017 годы (по данным ЦРУ)

График ВВП Польши 1986-2017 гг. (номинал и ппс)

Экспорт, импорт и госдолг (%) Польши 1995-2017 гг.

Таблица: Динамика ВВП Польши 1986-2017 годы

Экономика Польши

В конце 2017 года Польша официально перешла из разряда развивающихся стран в развитые. Сегодня это одна из наиболее активно растущих экономик Европы. Согласно наиболее смелым прогнозам, в течение нескольких ближайших лет в некоторых промышленных отраслях Польша может обогнать Францию и Германию. За последние 10 лет эксперты отметили следующие изменения польских макроэкономических показателей:

  • объём экспорта увеличился почти в 2 раза;
  • уровень безработицы стабильно снижается с 2013 года;
  • инфляция достигла минимальных показателей;
  • ВВП стабильно прирастает из года в год;
  • с 2010 года польскому правительству удалось значительно снизить государственный долг.

Общее состояние польской экономики на 2018 год

Безусловно, в польской экономике есть и свои слабые стороны (недостаток инвестиций в сельское хозяйство; госдолг, всё ещё составляющий почти половину ВВП; определённое отставание местной тяжёлой промышленности от немецкой и французской; пока что слишком высокий по меркам ЕС уровень безработицы). Кроме того, из-за финансовой нестабильности и дефицита бюджета поляки до сих пор не совершили переход от злотого к евро, хотя первоначально введение новой валюты планировалось ещё в 2012 году.

Польша была первой коммунистической страной, где правительство решилось на переход к рыночной системе путём «шоковой терапии». Благодаря взвешенным действиям польских экономистов гиперинфляцию удалось остановить за 2 года. Уже в 1993 году Польша перешла к стабильному экономическому росту, который продолжается и по сей день. В тот же период началась приватизация промышленных предприятий и финансовых учреждений. Сегодня более 90% внутренней торговли сосредоточено в руках частных предпринимателей. Собственностью государства же до сих пор остаётся энергетический сектор.

Основными направлениями польской политики в области экономики являются:

  • дальнейшая евроинтеграция;
  • поддержка бизнеса (преимущественно малого и среднего);
  • повышение конкурентоспособности польской продукции на мировом рынке;
  • внедрение новейших технологий в производство;
  • создание новых рабочих мест;
  • сокращение государственного долга;
  • защита окружающей среды;
  • модернизация в области образования;
  • дальнейшее расширение транспортной сети;
  • привлечение к работе на польских предприятиях молодёжи, которая сегодня предпочитает уезжать за пределы родной страны и т. д.

Нельзя не отметить, что резкий рост польской экономики во многом связан с иностранными инвестициями. В общей сложности за последние 10 лет европейские страны вложили в польскую экономику свыше $400 млрд. Однако есть и внутренние факторы, позволившие Польше стать «европейским Китаем». Во-первых, большое количество мелких и средних фирм, которые легко приспосабливаются к любым изменениям спроса и выступают подрядчиками для более крупных предприятий. А, во-вторых, удачное географическое положение страны и большое количество природных богатств.

Основные отрасли

В последние годы на всех крупных польских предприятиях прошла масштабная модернизация, которая позволила не только увеличить выпуск продукции и улучшить качество изделий, но и поспособствовала улучшению экологической обстановки в стране, а также более рациональному использованию ресурсов.

Экономические перемены позволили оптимизировать работу промышленных предприятий, занимающихся традиционными для Польши видами производства, и создать абсолютно новые производственные сектора. К числу основных отраслей польской экономики относятся:

  • машиностроение. Наиболее развитая отрасль местного производства, дающая максимальное количество рабочих мест полякам и огромный доход в государственный бюджет. Польша одним из лидеров по производству вагонов, строительной и сельскохозяйственной техники, комплектующих для самолётов и автомобилей не только среди стран бывшего социалистического лагеря, но и среди своих европейских соседей;
  • судостроение. Наличие выхода к морю сделало возможным создание в Польше нескольких судостроительных верфей. Крупнейшие из них находятся в Гданьске и Щецине. Польские рыболовецкие суда отличаются высоким качеством и надёжностью;
  • металлургия. 90% произведённой польскими металлургами продукции находит сбыт за пределами страны. Польша является крупнейшим в Европе поставщиком металлопроката;
  • текстильная промышленность. В Польше не только производятся ткани и пряжа, но и сосредоточено достаточное количество крупных фабрик, занимающихся пошивом одежды и обуви;
  • химико-фармакологический сектор. Польша — один из европейских лидеров по производству химических удобрений, косметики и парфюмерии, лакокрасочной продукции, резины и пластика, а также различных кислот. В странах Восточной Европы высоко ценятся польские лекарства. При производстве медикаментов используются последние научные разработки, а готовые препараты проходят несколько этапов контроля.
  • пищевое производство. Польша уже много лет обеспечивает страны Центральной и Восточной Европы мясомолочной, табачной и сельскохозяйственной продукцией. Местные продукты очень качественные и соответствуют всем европейским санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим стандартам.

Также в Польше ведётся активная добыча полезных ископаемых (угля, меди, свинца, серы, цинка, серебра, природного газа), заготавливается лес и производится поваренная соль. В последнее время эксперты также отмечают стремительный рост сферы услуг.

Главным промышленным регионом, где сосредоточены наиболее крупные польские предприятия, является Катовицкое воеводство. На местных заводах производят машины и станки, а также занимаются обработкой металлов. Предприятия лёгкой промышленности сосредоточены, главным образом, в центральной Польше — в районе Варшавы и Лодзи. Здесь же сконцентрировано электротехническое и приборостроительное производство.

Польская продукция востребована в Италии, Германии, Франции, Чехии, Китае, России и Австрии. Вступление в Евросоюз поспособствовало расширению внешних торговых связей, появлению филиалов польских предприятий по всей Европе и открытию новых рынков сбыта.

ВВП Польши в 2018-2019 годах

Разбирая экономические показатели стран, расположенных в Восточной Европе, можно сделать вывод, что ВВП Польши является одним из самых высоких. Экономика этого государства стабильно поднималась и с 2018 года относится к категории наиболее развитых.

Основные экономические показатели государства

Польша является крупнейшей восточно-европейской страной, имеет границу с 9 другими государствами, а также есть выход к морю, что оказывает существенное влияние на рост её экономики. Важно отметить, что Польша – единственная посткоммунистическая страна, экономике которой, присвоен рейтинг развитой, а не развивающейся.

По объёму внутреннего валового продукта она занимает с 21 по 24 место в мире, в зависимости от года исследования. Если рассматривать его структуру более подробно, можно выделить целый ряд наиболее крупных составляющих. Среди них упоминания заслуживают следующие категории:

  • сфера услуг, транспорта – 63,5%;
  • легкая, тяжелая промышленность – 33%;
  • сельскохозяйственная сфера – 3,5%.

Изучая подобного рода показатели данного государства, целесообразно отметить, что согласно классификации индекса развития человеческого потенциала (сокращенно ИРЧП), Польша относится к высокоразвитым странам. Подобная оценка складывается из многих факторов, главными из которых представляются: продолжительность жизни населения, ВВП на душу населения, паритет покупательной способности.

Карта мира по ИЧР, 2018

Кроме того, на этот важный показатель оказывает значительное влияние число лет, которое дети в среднем обучаются в школах, а также некоторые другие параметры.

Динамика роста

ВВП данного государства демонстрирует стабильный рост на протяжении нескольких последних лет, причём среди стран-членов ЕС Польша занимает 4-е место. При этом динамика подобного показателя резко отличается от средних данных по ЕС, которые говорят о существенной рецессии, оценённой в 4,1%.

Особого упоминания заслуживает ВВП на душу населения, поскольку этот показатель позволяет более объективно оценить состояние местной экономики. Плановая экономика, характерная для социалистических стран, была ликвидирована на территории Польши лишь в 1990 году.

Как показывает практика, это было верное решение, поскольку к 2016 году показатель ВВП на душу населения возрос более чем в 8 раз, по сравнению с началом 90-ых. Столь высокие темпы роста позволили стране значительно превзойти показатели не только иных государств ЕС, а также многих других.

Благодаря этому, в рейтинге стран по ВВП на душу населения Польша занимает 13-е место, что подтверждается исследованиями Всемирного банка. При этом ближайшие соседи – Словакия, Чехия значительно уступают Польше по данному показателю.

Согласно данным, опубликованным в 2018 году, ВВП этой страны составил 509,96 млрд, продолжая стабильно увеличиваться на протяжении многих лет.

Отчасти подобный рост обусловлен целым рядом факторов, среди которых, целесообразно упомянуть:

  • выгодное географическое расположение;
  • быстрый и эффективный переход от устаревшей экономической модели к свободному рынку;
  • развитие промышленности, экономики, формирование рабочих мест.

Это ярко контрастирует с другими государствами, являвшимися в прошлом сателлитами СССР, поскольку они, стремясь сохранить прежнюю экономическую модель, потеряли довольно много времени и не смогли достичь подобных результатов. Примером может являться Болгария, у которой за аналогичный период рост ВВП зафиксирован не более чем в 3 раза, а также Венгрия, где показатель несколько выше – 3,7 раза.

Согласно расчётам, многие прибалтийские государства могли бы добиться аналогичных показателей, однако они значительно позже получили независимость, что негативно сказалось на их экономике.

Несмотря на то, что сельскохозяйственная отрасль страны составляет лишь незначительную долю ВВП, она значительно опережает по темпам развития промышленную сферу. Различные сельхозпредприятия являются одними из крупнейших работодателей, поскольку в данной отрасли трудоустроено порядка 17,4% активного населения государства.

Общее количество частных хозяйств в секторе превышает 2 млн, а более половины производимой продукции – яблок, свёклы, помидоров и зерна предназначено для внутреннего потребления. Испытывая нехватку фуражного зерна, масла, пшеницы, государство в больших объёмах импортирует подобные категории товаров.

Темпы роста, дальнейшие перспективы

Как было сказано ранее, Польша демонстрирует стабильный рост ВВП, который продолжается с момента перехода к свободной экономике. В то же время, государству потребуется внушительное время для того, чтобы сравнять подобные показатели с наиболее развитыми странами, например, с Германией.

В первом случае, при сохранении сегодняшних темпов роста, потребуется больше 50 лет для того, чтобы ВВП на душу населения Польши и Германии были полностью идентичны. Если учитывать текущие цены, показатель ФРГ превышает польский аналог более чем в 3,3 раза, составляя в абсолютном выражении 41 331 доллар.

Доходы населения, занятость

За последние годы, трудовое и пенсионное законодательство этого государства было доработано, что оказало внушительное влияние на уровень жизни населения. Отчасти подобные изменения обусловлены стабильно высоким ростом ВВП страны, что отражает её экономическое развитие.

Минимальный размер заработной платы в Польше составляет 522 евро, в то время как средние её значения значительно превышают подобный показатель и составляют 1 180 евро. В стране наблюдается постепенное уменьшение числа безработных, которое на 2018 год составляло порядка 6,1% от общего числа населения.

Пенсионная реформа, проводимая в Польше, начиная с 1 октября 2017 года, предусматривала сокращение возраста, необходимого для получения выплат. Для мужчин он составил 65 лет, а для женщин — 60 лет. При этом в начале 2019 года был изменен минимальный размер получаемой пенсии, который составил 255 евро, что значительно меньше, нежели в некоторых других государствах ЕС.

Валовый внутренний продукт Польши, 1970-2018

меню страницы меню страны
  • ВВП Польши, 1970-2018 (анализ)
    • ВВП Польши, 1970-2018 (таблица)
    • ВВП Польши, 1970-2018 (график)
    • ВВП на душу населения в Польше, 1970-2018 (график)
    • Рост ВВП в Польше, 1970-2018 (график)
  • ВВП Польши по расходам
    • ВВП Польши по расходам, %, 1970-2018 (таблица)
    • ВВП Польши по расходам, 2018, % (график)
  • Сравнение ВВП Польши и стран соседей
    • ВВП Польши и стран соседей (таблица)
    • ВВП на душу населения в Польше и в странах соседях (таблица)
  • Сравнение ВВП Польши и стран лидеров
    • ВВП Польши и стран лидеров (таблица)
    • ВВП на душу населения в Польше и в странах лидерах (таблица)
  • Экономика Польши
  • ВВП Польши
    • Потребительские расходы Польши
      • Расходы домохозяйств Польши
      • Государственные расходы Польши
    • Частные инвестиции Польши
      • Капитальные вложения Польши
    • Экспорт Польши
    • Импорт Польши
  • Добавленная стоимость Польши
    • Сельское хозяйство Польши
    • Промышленность Польши
      • Переработка Польши
    • Строительство Польши
    • Торговля Польши
    • Транспорт Польши
    • Услуги Польши
  • Национальный доход Польши

ВВП Польши, 1970-2018

За период 1970-2018 гг. ВВП Польши в текущих ценах повысился на 557.4 млрд. долл. (в 20.7 раз) до 585.7 млрд. долл.; изменение произошло на 4.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 5.5 млн., а также на 552.7 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 14 504.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Польши был на уровне 11.6 млрд. долл. или 6.5%. Среднегодовой прирост ВВП Польши в постоянных ценах равен 3.1%. Доля в мире сократилась на 0.14%. Доля в Европе увеличилась на 0.63%. Минимум ВВП был в 1970 году (28.3 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2018 году (585.7 млрд. долл.).

За период 1970-2018 гг. ВВП на душу населения в Польше вырос на 14 504.0 долларов (в 17.7 раз) до 15 370.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах был на уровне 302.2 долларов или 6.2%.

Изменение ВВП Польши описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=11.7x-23 123.0 , где y — расчетное значение ВВП Польши, x — год. Коэффициент корреляции = 0.908. Коэффициент детерминации = 0.824.

ВВП Польши, 1970

ВВП Польши в 1970 году составлял 28.3 млрд. долл., занимал 19е место в мире и был на уровне ВВП Нигерии (29.4 млрд. долл.), ВВП Бельгии (26.7 млрд. долл.). Доля ВВП Польши в мире составила 0.83%.

ВВП на душу населения в Польше в 1970 году был равен 866.0 долларов, занимал 64е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Сингапуре (926.0 долларов), ВВП на душу населения на Ямайке (925.0 долларов), ВВП на душу населения в Саудовской Аравии (921.0 долларов), ВВП на душу населения в Барбадосе (913.0 долларов), ВВП на душу населения в Уругвае (903.0 долларов), ВВП на душу населения в Тринидад и Тобаго (871.0 долларов), ВВП на душу населения в Мексике (869.0 долларов), ВВП на душу населения в Ливане (866.0 долларов), ВВП на душу населения в Южной Африке (817.0 долларов), ВВП на душу населения в Палау (813.0 долларов), ВВП на душу населения в Мальте (810.0 долларов). ВВП на душу населения в Польше был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 58.0 долларов.

Сравнение ВВП Польши и соседей в 1970 году. ВВП Польши был меньше, чем ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) на 86.9%. ВВП на душу населения в Польше был меньше, чем ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 68.5%.

Сравнение ВВП Польши и лидеров в 1970 году. ВВП Польши был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 97.4%, ВВП СССР (433.4 млрд. долл.) на 93.5%, ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) на 86.9%, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) на 86.7%, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) на 81%. ВВП на душу населения в Польше был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 83.1%, ВВП на душу населения во Франции (2 853.0 долларов) на 69.6%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 68.5%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 57.3%, ВВП на душу населения в СССР (1 788.0 долларов) на 51.6%.

Потенциал ВВП Польши в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов), ВВП Польши был бы 167.2 млрд. долл., что в 5.9 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Польши был бы 89.7 млрд. долл., что в 3.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (1 966.0 долларов), ВВП Польши был бы 64.2 млрд. долл., что в 2.3 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Европе (1 539.0 долларов), ВВП Польши был бы 50.3 млрд. долл., что на 77.7% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов), ВВП Польши был бы 30.2 млрд. долл., что на 6.7% больше фактического уровня.

ВВП Польши, 2018

ВВП Польши в 2018 году составил 585.7 млрд. долл., занимал 21е место в мире и был на уровне ВВП Швеции (556.1 млрд. долл.). Доля ВВП Польши в мире составила 0.68%.

ВВП на душу населения в Польше в 2018 году был равен 15 370.0 долларов, занимал 70е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Чили (16 389.0 долларов), ВВП на душу населения в Венгрии (16 295.0 долларов), ВВП на душу населения в Антигуа и Барбуде (15 629.1 долларов), ВВП на душу населения в Панаме (15 628.0 долларов), ВВП на душу населения в Хорватии (14 645.0 долларов). ВВП на душу населения в Польше был больше, чем ВВП на душу населения в мире (11 230.0 долларов) на 4 140.0 долларов.

Сравнение ВВП Польши и соседей в 2018 году. ВВП Польши был больше, чем ВВП Украины (130.8 млрд. долл.) в 4.5 раз, ВВП Словакии (106.0 млрд. долл.) в 5.5 раз, ВВП Беларуси (59.7 млрд. долл.) в 9.8 раз, но был меньше, чем ВВП Германии (3 949.5 млрд. долл.) на 85.2%. ВВП на душу населения в Польше был больше, чем ВВП на душу населения в Беларуси (6 312.0 долларов) в 2.4 раз, ВВП на душу населения в Украине (2 973.0 долларов) в 5.2 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Германии (47 993.0 долларов) на 68%, ВВП на душу населения в Словакии (19 442.0 долларов) на 20.9%.

Сравнение ВВП Польши и лидеров в 2018 году. ВВП Польши был меньше, чем ВВП США (20 580.2 млрд. долл.) на 97.2%, ВВП Китая (13 608.2 млрд. долл.) на 95.7%, ВВП Японии (4 971.3 млрд. долл.) на 88.2%, ВВП Германии (3 949.5 млрд. долл.) на 85.2%, ВВП Великобритании (2 855.3 млрд. долл.) на 79.5%. ВВП на душу населения в Польше был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (9 617.0 долларов) на 59.8%, но был меньше, чем ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов) на 75.6%, ВВП на душу населения в Германии (47 993.0 долларов) на 68%, ВВП на душу населения в Великобритании (42 889.0 долларов) на 64.2%, ВВП на душу населения в Японии (39 087.0 долларов) на 60.7%.

Потенциал ВВП Польши в 2018 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов), ВВП Польши был бы 2 399.8 млрд. долл., что в 4.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Германии (47 993.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Польши был бы 1 828.7 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (29 424.0 долларов), ВВП Польши был бы 1 121.2 млрд. долл., что на 91.4% больше фактического уровня.

В России напомнили о тратах СССР на восстановление Польши после Второй мировой войны

Комментируя требование польского политика заплатить стране компенсацию за ущерб во Второй мировой войне, в РФ напомнили о затратах Советского союза на восстановление Польши.

Всего ВВП Польши не хватит для того, чтобы возместить затраты Советского союза на восстановление государства после Второй мировой войны. Соответствующее мнение озвучил заместитель главы комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Чепа, комментируя слова лидера польской правящей партии «Право и справедливостьь» Ярослава Качиньского.

Ранее Качиньский выразил мнение, что Россия наравне с Германией должна заплатить Польше компенсацию за ущерб, причиненный стране в годы Второй мировой войны, напоминает РИА Новости.

Чепа же отметил, что после окончания войны СССР вложил весьма немалые средства для того, чтобы железные дороги и вся инфраструктура Польши в целом была восстановлена, хотя в это же время советский народ голодал. По словам парламентария, всего ВВП Польши не хватит для того, чтобы возместить Москве эти затраты.

Впрочем, подчеркнул депутат, он не желает вести подобных подсчетов, поскольку считает их неправильными, ведь речь идет о спасенных человеческих жизнях. Он заявил, что жизни поляков бесценны, а Варшава переводит это «в какие-то доллары» и ставит СССР в один ряд с фашистами.

Политик добавил, что ему обидно слышать подобные заявления. Он предположил, что польские политики, делающие подобные заявления, судя по всему, не знают, что 2,6 миллиона русских солдат и офицеров освобождали Польшу от фашистов, причем более 600 тысяч советских граждан отдали свои жизни на полях сражений. При этом армия СССР стремилась сохранить города и гражданское население, в то время как США «бомбили нещадно», подытожил Чепа.

Россия станет пятой экономикой мира уже в 2020 году

Росстат опубликовал первые итоговые данные за 2019 год. Пока только по промышленному производству, но даже они позволяют сделать определенные выводы относительно экономики России в целом.

Но для начала несколько общих замечаний. Во-первых, в современных условиях темпы роста производства услуг, как правило, выше темпов роста производства товаров. Поэтому, во-вторых, общий рост ВВП обычно оказывается выше роста промышленного сектора. И уже отсюда, в-третьих, приведенные далее расчеты являются всего лишь «нижней границей» экономического роста России в 2019 году и могут быть пусть немного, но пересмотрены в сторону увеличения.

Лично мне было интересно, насколько оправдается сделанный еще в конце декабря прогноз о том, что рублевый ВВП России за прошлый год окажется в диапазоне 108–109 трлн рублей. Это зависело от результатов декабря: поскольку за январь-ноябрь российский ВВП в текущих ценах составил 97,577 трлн рублей, следовательно, за последний месяц года нужно было «набрать» еще минимум 10,5 трлн рублей. Получилось ли это?

Судя по данным Росстата, получилось — и даже с избытком. Промышленное производство за IV квартал 2019 года выросло на 9,6% к предыдущему кварталу. Если эту цифру экстраполировать на экономику в целом, то получится 30,69 трлн рублей, то есть российский ВВП за декабрь 2019 года составил 11,35 трлн рублей, что хорошо коррелирует с данными предыдущих лет.

Теперь остается только сложить вместе квартальные данные (24,487 + 26,188 + 28,004 + 30,692) и получить результат — 109,301 трлн рублей в текущих ценах.

Дальше уже проще. Средний курс национальной валюты к доллару США от ЦБ России в 2019 году уже известен — 64,6184 рубля (так считает МВФ, у Всемирного банка немного другая методика). Отсюда получаем «долларовый» ВВП России по номиналу — 1,691 трлн долл. В 2018 году было 1,657 трлн долл., то есть приведенный к общему знаменателю экономический рост окажется возле отметки 2,08%. Это чуть ниже заявленной Росстата годовой цифры роста промпроизводства в стране 2,4%, но это уже разница между рублевой и долларовой инфляцией.

Остается эту цифру экономического роста применить к показателю валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (ВВП ППС). Операция не вполне корректная, но, поскольку никаких потрясений с отечественной экономикой за 2019 год не происходило, допустимая.

Данные МВФ по России за 2018 год — 4,227 трлн долл. Следовательно оценка 2019 года, при росте в 2,08%, должна достичь отметки примерно в 4,315 трлн долл.

У Германии в прошлом году было 4,343 трлн долл., при этом ее промышленное производство не росло, а три квартала из четырех находилось в рецессии, обусловленной прежде всего американо-китайской торговой войной. Размеры этой рецессии (как и экономического роста в РФ) еще будут уточняться, но уже сегодня ясно, что экономический разрыв между Германией и Россией за 2019 год еще заметнее сократился, если вообще не исчез.

Если данная тенденция не изменится по причине каких-нибудь форс-мажорных обстоятельств, то выход России на пятое место в мире по показателю ВВП ППС (добавлю, по версии МВФ) окажется реальностью максимум в нынешнем году.

Этой теме совсем недавно были посвящены достаточно широкие и бурные дискуссии в медиа-пространстве, в ходе которых ряд представителей оппозиции, к моему удивлению, активно путал показатель ВВП ППС с показателем ВВП ППС на душу населения (там Россия — далеко не шестая, а чуть ли не в шестом десятке стран мира — по итогам 2018 года было как раз 50-е место).

Впрочем, надо понимать, что как раз по размерам реального сектора экономики Россия уже давно четвертая, поскольку в показатель национального ВВП «развитые» страны чего только ни включают: от «приписанной ренты» в США (это сколько бы вы платили за свое жилье, снимая его в аренду) и прочих «гедонистических индексов» до стоимости услуг проституток, наркодилеров и т. д. А уж если начать считать еще и долговую нагрузку на государства-лидеров…

Но даже при этих, не вполне равных и честных «правилах игры», наша страна, согласитесь, выглядит далеко не «бензоколонкой с разорванной в клочья экономикой».

Европейский союз

 98 4470 12:51 27.09.2019 Рейтинг темы: +9

Nico54
26047

В таблице представлен вклад каждой страны в бюджет ЕС.

В этой таблице расходы из бюджета ЕС на каждую страну.

Топ 5 стран доноров и реципиентов, в евро, на душу населения.

Полный список стран, в левом столбце вклад в абсолютном выражении (вклад — расход), в правом столбце вклад на душу населения. Стран-доноров всего 10, с Брекситом будет 9 и как будут кормиться поляки непонятно.

Структура бюджета ЕС 2018 год.

Доходы разбиты на четыре основные категории:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)-на основе собственных источников (2018 всего: € 17,600 млн)
Государства-члены платят в бюджет исходя из того, сколько денег они получают в виде НДС. «База «ограничена в 50% от валового национального дохода страны (ВНД), и применяется стандартный сбор в размере 0,3%. Германия, Нидерланды и Швеция извлекают выгоду из сниженной ставки в размере 0,15% в попытке сбалансировать свои чрезмерные взносы.

2. Валовой национальный доход (ВНД) на основе собственных источников (2018 всего: € 105,800 млн)
Рассчитанный как разница между общими расходами и суммой всех других доходов, этот поток доходов является суммой, необходимой для балансирования бюджета ЕС. ЕС применяет стандартный процент для всех государств-членов, при этом Дания, Нидерланды и Швеция получили единовременное сокращение суммы в 2018 году.

3. Традиционные собственные источники (2018 всего: € 20,200 млн)
Государства-члены взимают таможенные пошлины и сборы, которые идут непосредственно в бюджет ЕС после того, как страна вычитает 20% стоимости сбора.

4. Прочие доходы (всего за 2018 год: € 15,700 млн)
Он состоит из различных статей, включая налоги на заработную плату работников ЕС, проценты по просроченным платежам и штрафам, а также взносы стран, не входящих в ЕС, на исследовательские программы.

Бюджет ЕС включает профицит бюджета за предыдущий год или чистые корректировки, внесенные в финансовые документы за предыдущие годы.
С другой стороны бюджет, ЕС имеет широкий спектр расходов, разбитых на шесть основных категорий:

1. Умный и инклюзивный рост (всего в 2018 году: € 75,900 млн)
Эта категория фокусируется на стимулировании роста, создании рабочих мест и содействии экономическому и социальному единению посредством реализации программ образования, исследований и социальной политики.

2. Устойчивый рост: природные ресурсы (2018 всего: € 58,000 M)
ЕС выделяет финансовые средства для обеспечения устойчивого роста сельского хозяйства, развития сельских районов и рыболовства. Из бюджета, также финансируются программы связанные с климатическими изменениями.

3. Безопасность и гражданство (2018 всего: € 3,100 млн)
Эта статья бюджета, ориентированная на обеспечение безопасности и прав своих граждан, охватывает все-от миграции и охраны границ, до продовольственной безопасности и защиты прав потребителей.

4. Глобальная Европа (всего за 2018 год: € 9,500 млн)
Это касается всей внешней политики, включая международное развитие и гуманитарную помощь.

5. Администрация (всего за 2018 год: € 9,900 млн)
В этой стаитье отражаются расходы всех учреждений ЕС, включая заработную плату персонала, аренду зданий, информационные технологии и профессиональная подготовка.

6. Специальные инструменты (2018 всего: € 200M)
Эта часть бюджета позволяет ЕС мобилизовывать средства на непредвиденные события, такие как стихийные бедствия и изменения модели мировой торговли, которые приводят к перемещению работников.

Бюджет 2018 года получил профицит в размере двух миллиардов евро.

Ссылка на основную публикацию